Шляпы для женщин начали широко использоваться в средневековье, когда церковь стала требовать, чтобы женщины обязательно ходили с покрытой головой. Однако официально профессия модистки появилась только в восемнадцатом веке, так и зародилась история женской шляпки.
Само слово «модистка» (milliner) появилось в Милане, где в начале восемнадцатого века делали женские шляпки из тончайшей соломы. В течение долгого времени эта профессия оставалась преимущественно женской.
Зарождение моды на шляпки
На протяжении большей части восемнадцатого века в моде преобладали плоские шляпы в стиле пастушки с полями различной ширины. Аристократки носили такие шляпки, чтобы закрыться от солнца и сохранить благородную бледность - зонтики от солнца в то время еще не были в моде.
В 1770-х годах (время огромных париков и высоких причесок) появились шляпки, призванные защищать прическу от различных погодных неприятностей. Шелковая ткань натягивалась на деревянные прутья или китовый ус, шляпка держалась на лентах, которые завязывались под подбородком.
В 1780-х годах под влиянием Великой французской революции для шляпок начали использовать более простые материалы. Чепчики из хлопка стали популярными практически во всех слоях общества. Элита все еще носила шляпы (иногда поверх чепчика) из шелка с высокими тульями. После революции шляпы вышли из моды - они ассоциировались с высшим классом общества, а в это время модной считалась демократичность в одежде.
С 1790-х до 1820-х в Англии в моде были различные вариации тюрбана - это было связано, конечно, в колонизаторской деятельностью Британской империи.
В 1810 годах в моду вошли соломенные капоры. Альтернативной им были недорогие капоры из прессованного картона, которому придавали нужную форму, а затем покрывали тканью и украшали лентами. К тридцатым годам девятнадцатого века капоры значительно увеличились в размерах - настолько, что при взгляде сбоку они совершенно скрывали профиль женщины. К капорам добавились вуали, которые защищали лицо от нескромных взглядов и солнечных лучей.
Уже в следующем десятилетии поля капора заметно уменьшились, но по-прежнему закрывали волосы женщины и значительную часть ее лица. К середине 1850-х годов капор уже полностью открывал лицо и часть волос женщины. Сзади к капору крепилась широкая лента, которая должна была не только удерживать шляпку на голове, но и закрывать шею. По моде того времени, шею можно было открывать, только когда женщина надевала вечернее платье. На короткий период в моду вошли широкополые шляпы с невысокой тульей, которые, как и в восемнадцатом веке, иногда надевали прямо на капор.
В 1860-х годах новым модным хитом стали зонтики от солнца, а капоры, за исключением холодного времени года, стали использоваться исключительно как декоративная деталь гардероба. Размер капоров уменьшился, зато их стали украшать букетиками цветов. Некоторые капоры уменьшились до небольших треугольных кусочков шелка или плетеной соломы, которые, тем не менее, завязывались под подбородком широкими лентами.
Возвращение шляпки
Вскоре, однако, в моду начали возвращаться шляпы. Так уже, в конце 1860-х дамы начали носить шляпы с заостренным верхом и маленькие «кукольные» шляпки, часто украшенные перьями. Последние часто крепились к передней части модных в эту эпоху высоких причесок.
В 1880-е и 1890-е годы шляпы и капоры постоянно конкурировали между собой. Женщины, которые хотели выглядеть скромнее, обычно предпочитали носить капоры, из-за чего этот головной убор все больше ассоциировался с почтенными и старомодными матронами. В середине 1880-х годов появились очень высокие шляпы, которые справедливо называли «трехэтажками» или «цветочными горшками». Тульи этих шляп были непропорционально огромными и обильно украшались цветами. В последнем десятилетии девятнадцатого века женская одежда стала более удобной и подходящей для активного отдыха, и соответствующая трансформация произошла и со шляпками - их размер резко уменьшился.