Сумка женщины часто говорит о ней больше, чем она думает. Сумка может рассказать о ее вкусе, чувстве стиля, социальном статусе и финансовом положении. Некоторые женщины даже не представляют, какие последствия может иметь выбор сумки, поэтому покупают одну на все случаи жизни и носят до тех пор, пока она полностью не потеряет свой вид. Но есть и такие, которые меняют сумки, как перчатки, в зависимости от настроения, погоды и ситуации. Они готовы пойти в дорогие бутики и заплатить большие деньги за сумки своих любимых дизайнеров. Какова же история женской сумки?
Первые подобия сумок были зафиксированы в пятнадцатом веке – тогда это были маленькие котомки, в которых хранили деньги и различные мелочи, в частности, лекарства и предметы религиозного культа. Как правило, эти котомки были украшены богатой вышивкой с сюжетами из поэзии или песен трубадуров. Нередко такую сумку невеста получала в подарок от жениха перед свадьбой.
В конце шестнадцатого века женщины стали носить маленькие мешочки под юбкой. Чуть позже дамы обзавелись целыми коллекциями мешочков самой различной величины, которые висели у пояса и звенели. Чаще всего их изготовляли из кожи, поэтому они были коричневого цвета. Мешочки, прикрепленные к поясу, сохранились в мужском и женском костюме эпохи Ренессанса.
В восемнадцатом веке появились женские потайные карманы, вшитые в боковые швы юбок, в которых можно было хранить золотые и серебряные монеты, а также небольшие предметы. Роль сумочки изменилась.
В первой половине девятнадцатого века история сумок радикально изменилась: женщины перестали прятать их под юбками и хранить вещи в карманах, наоборот, старались показать окружающим свои богато украшенные бисером и расшитые стеклярусом ридикюли. Такие ридикюли изготавливались из разнообразных тканей различного цвета. Чем богаче была дама, тем замысловатее и ярче была украшена ее сумка. И только в викторианскую эпоху, во второй половине девятнадцатого века, сумки из отдельного предмета превратились в дополнение к наряду – по цвету и стилю они должны были соответствовать женскому костюму. К 1850-му году женские сумочки стали плоскими, имели округлую или квадратую форму, часто были оформлены в ярких цветах и богато украшены пайетками, вышивкой золотом или расшиты бисером. Многие женщины того времени сами шили себе сумочки по выкройкам из модных журналов.
Но женские сумки зажили отдельной, полноценной жизнь лишь в начале двадцатого века, когда в моду вошли узкие длинные юбки с перехватом ниже колен, в которых не нашлось места для карманов, потому размер сумок стал увеличиваться. Большие сумки на длинном ремешке или ремешке-цепочке стали неотъемлемой частью гардероба любой модницы. Вскоре появились жесткие сумочки, уже не напоминавшие мешочки и ставшие прообразом современных сумок.
Louis Vuitton – упаковщик при дворе Наполеона III
Известно, что Луи Вуиттон, основатель бренда Louis Vuitton, был личным упаковщиком императрицы Евгении, жены Наполеона III, в начале девятнадцатого века. Благодаря такому социальному статусу через год после вступления на эту почетную должность он открыл свой собственный торговый дом. Обязанности Вуиттона заключались в следующем: носить сумки, следить за сохранностью багажа императорской четы и сопровождать их во всех путешествиях. Чтобы сделать свою работу проще, Луи Вуиттон разработал компактный чемодан меньшего размера, в котором помещалось больше вещей. Его чемодан был более стильным и его удобнее было хранить.
Бум на сумочки
В середине девятнадцатого века в Америке были очень популярны путешествия по железной дороге. Все американцы, от мала до велика, считали своим долгом хотя бы несколько километров проехать на поезде. Довольно скоро это превратилось в национальное хобби. Воспользовавшись тем, что людям нужно было перевозить багаж быстрее, производители дорожных сундуков и чемоданов стали расширять ассортимент (дорожные сундуки использовались для более длительных путешествий, не для коротких поездок). Термин «ручная сумка» вошел в обиход как средство отличить сумку, предназначенную для коротких поездок. Многие современные бренды сумок возникли именно в середине девятнадцатого века.
Сумки ручной работы
Именно в это время многие журналы стали публиковать выкройки для фриволите и дамских сумочек. Фриволите – это один из самых изящных видов кружевоплетения, который уходит своими корнями во Францию восемнадцатого века, и сумочек, которые из него делали. И сегодня в продаже можно найти журналы того времени, в которых есть руководства по плетению сумочек-фриволите небольшого размера, как правило, квадратной или круглой формы. Такую оригинальную сумочку можно сделать своим руками и сегодня и украсить ее бисером или вышивкой, хотя для этого потребуется немало усидчивости и терпения.
Что женщины носили в сумочках
Содержимое, дизайн и форма дамских сумочек девятнадцатого века не слишком отличаются от современных. Содержимое сумки женщины в начале девятнадцатого века: расческа, нашатырь (нюхательные соли), карандаши и носовой платок. Маленькие сумочки (прообраз современного клатча) без ручек с фантазийными узорами шили из бархата, шелка и часто обильно украшали бисером. В те времена (впрочем, как и сегодня) черная сумочка без ручек считалась признаком утонченности и хорошего вкуса.