Отличительной особенностью бикини, конечно, является то, что оно открывает живот. Предшествующие ему женские купальные костюмы открывали ноги, спину и плечи, но целомудренно прикрывали туловище. Открытый живот, впоследствии появившийся в женских купальниках, впервые появился на Западе в экзотических танцах, самым популярным из которых стал танец живота.
Танец живота
Танец живота сформировался из разных танцевальных стилей, которые исполнялись на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Танец живота приобрел популярность на Западе в эпоху романтизма, в 18 и 19 веках, когда художники-востоковеды изображали гаремную жизнь Османской Империи. Приблизительно в то же время танцовщицы и танцовщики из стран Ближнего Востока начали выступать на различных мировых ярмарках, часто собирая толпы народа, количественно превышающие посетителей научных и технологических выставок. Именно в этот период впервые появилось понятие «восточные танцы». Многочисленные танцоры, в том числе известная французская писательница Колетт, занялись восточными танцами.
На Западе костюм, более всего ассоциирующийся с танцем живота – это bedlah (по-арабски «костюм»). Своим происхождением он скорее обязан викторианским художникам, рисовавшим восточную жизнь, и фантазиям водевиля, бурлеска и Голливуда на тему гарема, чем истинному костюму Ближнего Востока.
Костюм bedlah состоит из плотно сидящей верхней части, или бюстгальтера (обычно украшенного бахромой из бусин или монет), плотно сидящего на бедрах пояса (тоже с бахромой из бусин или монет), и юбки или шаровар. Бюстгальтер и пояс могли обильно украшаться бусами, блестками, плетением или вышивкой. Пояс мог быть как отдельным, так и пришитым к юбке.
Набедренный пояс – это широкий кусок ткани, который носили низко на бедрах. Его края могли быть ровными, а также закругленными или изогнутыми. Бюстгальтер обычно был того же цвета, что и пояс, и никак не напоминал нижнее белье. Классические шаровары были широкими, собранными на лодыжке, но вариантов шаровар было много. Иногда шаровары надевались вместе с прозрачной юбкой. Юбки могли быть летящими, сшитыми из многих слоев прозрачного шифона одного цвета.
Считается, что владелец кабаре в Каире, Бадиа Масабни, привез этот костюм в Египет, потому что это был тот образ, который желали видеть западные туристы. Однако в 1950-х годах танец живота в Египте запретили.
Мата Хари
Одной из самых знаменитых западных женщин, практиковавших танец живота, была Мата Хари. Мата Хари – это сценический псевдоним Маргареты Гертруды Зелле (1876-1917), голландской исполнительницы экзотических танцев, куртизанки, казненной во Франции по обвинению в шпионаже во время Первой Мировой войны.
С 1894 по 1902 годы Маргарета была замужем за офицером голландской армии. Они переехали на остров Яву в голландской Ост-Индии. Маргарета усердно изучала индонезийские традиции, и присоединилась к местному танцевальному обществу. Ее сценическое имя на местном языке означало «солнце». В 1903 году Маргарета переехала в Париж, где выступала в цирке в качестве наездницы. К 1905 году она начала приобретать славу как исполнительница экзотических танцев.
Мата Хари была современницей таких танцовщиц как Айседора Дункан и Руфь Сен-Дени, которые были ведущими исполнительницами танцев в стиле раннего модерна, в начале 20 века находвшем вдохновение в Азии и Египте. Позднее критики писали об этих танцевальных направлениях как об ориентированных на Восток.
Распущенная и открыто демонстрирующая свое тело Мата Хари покорила свою аудиторию, за одну ночь завоевав успех после своего дебюта в Музее искусств Востока 13 марта 1905 года. Она долгие годы была любовницей миллионера, лионского промышленника Эмиля Этьена Гиме, который основал этот музей. Она представлялась как принцесса Явы индуистского происхождения, которая с детства постигала искусство священного индийского танца. В этот период ее часто фотографировали почти или полностью обнаженной.
В своих выступлениях Мата Хари открыто демонстрировала на сцене этот провокационный стиль, который приобрел широкую известность. Одним из самых волнующих моментов ее выступлений было постепенное раздевание, пока на ней не оставался только богато украшенный бюстгальтер и несколько украшений на руках и голове. Хотя ее заявления о собственном происхождении были выдумкой, ее выступления имели успех у публики, поскольку она подняла экзотический танец на более респектабельный уровень, и тем самым внесла в развлекательную жизнь нечто новое, что позднее сделало Париж знаменитым на весь мир.
Однако Париж также мог быть и городом, который не прощает. В 1916 году французские военные руководители приказали расстрелять Мату Хари по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Есть мнение, что Мату Хари сделали козлом отпущения, чтобы защитить настоящего французского предателя, который так и не был наказан.
Беллетристика и бикини
Мелодраматичная жизнь Маты Хари и ее безвременная смерть стали благодатной почвой для создания многочисленных низкопробных романов.
Как и экзотические танцы, дешевая литература сделала много для популяризации костюма с обнаженным торсом, который, в конечном итоге, превратился в бикини. С 1896 по 1950-е годы печаталось много беллетристики, в том числе недорогих журналов, которые печатались на дешевой бумаге с неровными краями.
Обложки таких журналов печатались на гладкой бумаге более высокого качества, и были знамениты картинками, изображающими полуодетых дамочек, обычно ожидающими смелого героя. Эти обложки играли важную роль в продвижении на рынке подобных низкопробных журналов, и некоторые наиболее успешные художники, создававшие их, становились такими же популярными, как и авторы произведений, напечатанных на страницах журнала.
Помимо журналов, в 1964 году начали выпускаться дешевые романы, на обложках которых тоже красовались подобные картинки. На них часто изображались женщины, одетые в нечто, что можно описать только как бикини.
Поскольку и танцоры, и обложки журналов уже представили бикини обществу, появление на пляжах реальных женщин в бикини было лишь делом времени.