Эпоха Средневековья охватывает около тысячи лет, на протяжении которых формировалась и развивалась мода, ставшая источником вдохновения для последующих эпох. В наши дни дизайнеры не прекращают обращаться к мотивам этого периода, и это неизбежно. Средневековая мода, растянувшаяся на много сотен лет, подарила миру массу интересных образов, нашедших отражение в разных стилях, от романтического до готического.
Целомудренная одежда
Средневековье характеризуется большим влиянием церкви и религиозным воспитанием, что не могло не обнаружить своего влияния в костюме. В раннем Средневековье (с V по XIII век) европейские мужчины и женщины все без исключения должны были скрывать тело под одеждой, не оставляя открытым ни единого участка за исключением запястий и небольшой области у горлового выреза. Этот период разительно отличался от Античности, в которой воспевалась красота человеческого тела и роскошь одежд. Теперь на показную красоту было наложено табу, и одежда была очень простой.
Раннее Средневековье характеризуется по большей части накладной одеждой, той, которая надевалась через голову подобно костюмам периода Древнего Царства в Египте. Вышивка орнаментом применялась крайне редко из-за того, что традиции были утеряны в веках, поэтому одежда была в основном однотонная, окрашенная природными красителями. Ткани для пошива одежды также применялись самые простые, например, лен.
Стремление к многослойности
Со временем костюм становился многослойным, и определенная последовательность его деталей являлась обязательной. Так мужской и женский костюм начинался с нижней рубашки – камизы, длинной туники белого цвета с длинными рукавами, которые стягивались на запястьях. На камизу надевалась котта, которая у мужчин с течением времени менялась в длине, заметно укорачиваясь. В веках потерялась не только длина подола котты, но и ее рукава, ставшие совсем короткими. Плащ сюрко надевали на котту.
Помимо вышеперечисленных предметов одежды мужчины также носили брэ и шоссы. Брэ – нижние просторные штаны, которые со временем укорачивались и уменьшались в объемах, пока не превратились в миниатюрные трусы, вернее, в их ранних предшественников. Ношение брэ дополнялось обязательными шоссами. Их уместнее всего назвать предками современных чулок, но в средние века их носили только мужчины. Шоссы доходили до середины бедра, закрывая ногу, которую сверху прикрывала верхняя одежда . В XIV веке в мужской европейской моде появился дублет – камзол, доходящий до середины бедра и имеющий облегающий силуэт.
Пока мужской костюм укорачивался и становится более прилегающим, у женского платья появлялись черты восточного стиля с его тягой к тяжелым юбкам и струящимся тканям. XIV век характеризуется невиданным ранее в Европе открытым вырезом, который открывал область декольте. Кроме того, стиль стал более свободным, благодаря чему женщины могли декорировать свои наряды, украшая их вышивкой, пуговицами, вытачками, которые подчеркивали прелести дамской фигуры. Бубенчики, которые позвякивали при ходьбе, нашивались на платья как женщин, так и мужчин.
Все эти модные новшества были не по душе законодательной власти, которая ограничила ношение одежды из благородных тканей определенными сословиями. Так шелка , парчу, золотую вышивку, бархат и прочие ткани могли носить только представители высших сословий, другие должны были сдерживать свои модные порывы.
В середине XIV веке начали носить упелянды – наряды с открытой передней частью, с широкими длинными рукавами, которые потом стали трансформироваться. Упелянд носили представители дворянского сословия, но совсем недолго. Уже к двадцатым годам XV века на его место пришла роба, ярко характеризующая готический стиль с его открытым декольте, длинным шлейфом и коническими головными уборами, стремящимися ввысь. Объемные драпировки и длинные юбки требовали удобной обуви – таковой стали тулии на очень высокой платформе, которые носили и женщины, и мужчины.
Красный, пурпурный, синий, голубой, желтый, коричневый цвета были наиболее распространены в средневековой одежде. Белый цвет не использовался для пошива одежды благородными дамами, которые носили только платья, ведь им нужно было выглядеть богато, а значит, ткани должны были быть цветными.