Правление французского короля Людовика XIV, вошедшего в историю как король-солнце, продолжалось с 1643 по 1715 год. Десятилетия, которые оно охватило, стали эпохой расцвета легкомысленной, причудливой моды при дворе Людовика XIV, которая отвергала каноны прошлого, настаивая на необходимости праздности и повсеместного великолепия. Пока король забавлялся, его двор не отставал – конец XVII века во Франции стал эталоном роскоши, которая считалась хорошим тоном, а все остальное отрицалось как проявление скуки и заурядности.
Появление нового стиля
Первая половина XVII века для Европы ознаменована кровопролитной Тридцатилетней войной, которая продолжалась с 1618 по 1648 год. Этот период сохранял многие традиции прежних столетий, когда царила готика и однотонность тканей, но постепенно женский и мужской костюм двинулся в сторону усложнения и большей торжественности. Появились кружевные воротники, обувь начали декорировать лентами, на тканях появилась вышивка, о которой, кажется, забыли в период Средневековья. Настоящая модная революция пришлась на период, когда на престол поднялся Людовик XIV, точнее, когда он уже вышел из нежного возраста, в котором стал французским правителем.
Эпоха Людовика XIV – это расцвет барокко. В переводе с итальянского barocco – это «причудливый», «склонный к излишествам», и этот термин наиболее ярко описывает костюмы данного времени. Из-за пышности, которая была свойственна стилю королевского двора, именно французская мода притянула к себе внимание всей Европы. Французы со свойственной им настойчивостью и изысканным вкусом, адаптировали уже знакомые им испанские мотивы в костюме к собственным национальным модным образам, явив миру новый стиль с непостижимой легкостью и воздушностью.
Последние стали результатом сочетания светлых пастельных тонов в одежде, сшитой из благородных тканей, которые украшали многочисленные кружева и ленты, создающие впечатление веселости, праздности и беззаботности. Прошло время тяжеловесного бархата и металлических аксессуаров, которыми позвякивали модники былых времен. Была введена новая мода, чествующая пышные формы и излишества.
Новый мужской образ
Главные трансформации мужского облика заключались в том, что была поднята линия верхнего кафтана, который теперь не скрывал штанов. Шокирующим модным нововведением французского двора стали штаны-шаровары, которые до колена были очень пышными, напоминающими женскую юбку. Мужчины по-прежнему носили шелковые или шерстяные чулки, а обувь была с каблуками и острыми носами, украшенными бантами. Весь костюм был богато отделан кружевами , рюшами, лентами, подчеркивая превосходство своего обладателя, который должен был соревноваться в роскоши с остальными придворными.
В конце XVII века появился жюстокор – новый камзол на пуговицах прилегающего силуэта, который расширялся книзу и длиной доходил до коленей. Жюстокор носили только представители знати.
Изменения в женском костюме
В женском гардеробе не было таких эволюционных поворотов. Дамы надевали сначала нижнюю рубашку, потом юбку и корсет. Верхней одеждой служила котта, на которую надевали распашное платье. У женского костюма этой эпохи было много слоев, и одним из нововведений дамского гардероба стала съемная юбка, тоже распашная, имеющая шлейф, по длине которого можно было легко определить социальный статус. Декольте теперь было не слишком глубоким, но богато отделанным. Талия обязательно стягивалась удушливым корсетом на шнуровке. В целом женское платье украшалось в верхней передней зоне, поэтому лиф платья, как и его рукава, были нагружены ленточками, бантами, оборками, мелкими драпировками. Туфли с острыми носами были на опасном французском каблуке, изогнутом и требующем большой осторожности не только при танцах, но и при ходьбе.
Новое слово в парикмахерском искусстве
Прически, как женские, так и мужские, были столь же нетривиальными и объемными, как и одежда, для их фиксации использовали проволочные каркасные конструкции. Чаще всего при дворе носили завитые припудренные парики, у женщин декорированные лентами. Поверх причесок возвышались шляпы, которые у женщин и у мужчин были в схожем стиле. Шляпы имели прямые жесткие поля и были украшены пышными страусиными перьями.
Никто не смел противоречить королевским вкусам в одежде – быть одетым так же, как монарх, означало принимать его волю, проявлять покорность и верность.