Эдипов комплекс – это теория Зигмунда Фрейда, основоположника психоанализа, о бессознательном желании у маленьких детей сексуально обладать своей матерью и убить своего отца. Хотя сама теория может казаться довольно странной, многие психологи считают, что она определяет и объясняет жизненно важный аспект нашего психосексуального развития.
Кто такой Эдип
Герой древнегреческого мифа, а также пьесы «Царь Эдип», написанной Софоклом в 429 году до н.э., по имени Эдип, сам того не зная, убивает своего отца и женится на собственной матери. История Эдипа и послужила основой теории Фрейда.
Комплекс
Теория Зигмунда Фрейда об Эдиповом комплексе описывает мысли и эмоции, существующие в бессознательной сфере детей. Фрейд считал, что этот комплекс встречается у детей обоих полов. Согласно Фрейду, Эдипов комплекс дети переживают в период, который он называл «фаллической стадией развития» (третьей из пяти стадий детского психосексуального развития, определенных Фрейдом), в возрасте от трех до шести лет. Во время этой важной стадии, по теории Фрейда, гениталии ребенка служат главным источником его удовольствия, и именно в этот период ребенок осознает себя сексуальным существом.
В этот период, как полагал Фрейд, ребенок идентифицирует себя как мальчик или как девочка и начинает распознавать социальные различия между мужчинами и женщинами. Это осознание, по мнению Фрейда, меняет отношения между ребенком и его родителями. Дети направляют свое развивающееся сексуальное желание на мать и начинают видеть в отце соперника за любовь и внимание матери.
Итак, ребенок бессознательно желает обладать своей матерью сексуально так, как, по их представлению, делает отец, и подсознательно хочет устранить отца. Фрейд считал, что дети, однако, осознают, что отцы сильнее их и что устранить их нельзя. Это осознание вызывает сильную подсознательную тревогу у детей. Эта тревога, всегда бессознательная, проявляется у мальчиков и девочек по-разному: у мальчиков она выливается в комплекс кастрации – глубокий бессознательный страх, что их более сильные отцы отнимут у них мужественность, чтобы устранить угрозу, которую они представляют в борьбе за внимание матери. У девочек эта тревога выражается в зависти к пенису - глубокой неприязни к мужественности отца, которой, как они понимают, у них нет.
Фрейд считал, что это бессознательные механизмы защиты, которые дети применяют для разрешения своих «Эдиповых тревог». К этим механизмам относится вытеснение, при котором ребенок отгораживается от импульсов разума, желаний и мыслей, связанных с их Эдиповым комплексом и идентификацией, через которые ребенок начинает приобретать черты родителя своего пола. Фрейд считал, что, приобретая черты своего отца и идентифицируя себя с ним, мальчик уменьшает свой внутренний страх кастрации, потому что сходство с отцом защитит его от гнева отца в соперничестве за мать. Идентифицируя себя с матерью, девочка ставит себя в один ряд с кем-то, у кого также нет пениса и, таким образом, больше не позиционирует их как антагонистов.
Фрейд верил, что, если Эдипов комплекс остается неразрешенным и ребенок неспособен перейти к следующей стадии психосексуального развития, мальчик станет агрессивным мужчиной-мачо , а девочка станет либо чрезмерно похотливой, либо покорной мужчинам. Дети, которые застряли в стадии Эдипова комплекса, согласно Фрейду, могут оставаться чересчур привязанными к матери и отцу во взрослом состоянии, что приведет к ряду других психологических проблем.
Фрейд считал, что родители ответственны за правильное разрешение Эдипова комплекса у своих детей. Они должны позволить своим детям того же пола идентифицировать себя с ними и научиться правильно копировать их поведение и правильно вести себя в обществе. Поступая так, родители помогают своим детям сформировать супер-эго, то есть их внутренние моральные установки, а также принятие элементов поведения родителя своего пола.
Развитие теории Эдипова комплекса
Фрейд разработал свою теорию Эдипова комплекса в конце 19 века, проведя глубокий анализ собственного детства и своих отношений с родителями. В то время как он исследовал собственные чувства по отношению к своим родителям, пьеса «Царь Эдип» Софокла шла на сценах по всей Европе и пользовалась большой популярностью и интересом. Фрейд верил, что ошеломляющая популярность пьесы в течение предыдущих двадцати пяти столетий служит доказательством существования Эдипова комплекса во все эпохи развития западной цивилизации. Фрейд считал, что частично привлекательность истории Эдипа состояла в том, что она указывает на подсознательную тревогу, которую большинство взрослых людей испытало в своей жизни. Много лет спустя Фрейд нашел доказательство Эдипова комплекса в подсознательном и бессознательном многих пациентов, которых он лечил от различных психологических расстройств. Фрейд обнаружил, что многие из его пациентов страдали от неразрешенного Эдипова комплекса из-за того, что не идентифицировали себя с родителями своего пола и не развили супер-эго.
Важность теории об Эдиповом комплексе
Эдипов комплекс – это жизненно важный аспект теории Фрейда о нашем психосексуальном развитии. Хотя теория Фрейда может показаться довольно странной, и, возможно, немного неудобной для нас, тем не менее, она послужила основанием теории о том, как дети развиваются сексуально и психологически. Эдипов комплекс также предлагает теорию о том, как дети развивают свои внутренние моральные установки, а так же о том, какую роль играют родители, помогая им развить их и стать психологически здоровыми взрослыми людьми.
Несмотря на то, что сама концепция может показаться большинству из нас откровенно странной, подумайте вот о чем: не соперничали ли вы когда-нибудь с одним из ваших родителей? Если вы – женщина, не играли ли вы в куклы, исполняя роль матери, подобно тому, как ваша мать вела себя по отношению к вам или вашему брату или сестре? Если вы – мужчина, не пытались ли вы одеваться или вести себя так, как ваш отец? Если вы делали это, Фрейд сказал бы, что посредством этих действий вы пытались разрешить ваш собственный детский Эдипов комплекс.