"Бригада" - игры для настоящих мужчин?

Сериал "Бригада", идущий на канале РТР, снимали долго. Может быть, слишком долго - целых два года. Впрочем, получившийся продукт от этого не утратил ни актуальности, ни новизны, о чем свидетельствуют баталии, развернувшиеся на необъятных просторах российского Интернета. Фильм называют пропагандой бандитского образа жизни, прямым заказом братвы, создателей подозревают в связях с мафией и во всех прочих смертных грехах.

Сериал, конечно, получился далеко не детским, и вряд ли можно рекомендовать родителям допускать свое чадо к подобным зрелищам. Впрочем, помнится мне, что в далеком детстве мы с большим упоением играли в бригаденфюреров (уж больно ладно на Штирлице сидела его черная форма) и рисовали на стенах черную кошку, однако никто из моих друзей так и не стал ни нацистом, ни гопником.

 

Можно ли упрекать сериал в том, что он отражает нашу жизнь? Можно валить на создателей "Бригады" грехи российской братвы? Наверное, можно, если не делать разницы между детской ракетой и ядерной боеголовкой - с виду ведь так похожи, только размерчик немного разный. Сериал также похож на жизнь как игрушечный пистолет на настоящий. Только он - игрушка для взрослых, которая должна выглядеть как можно более достоверно. Примерно также как пистолет, от которого прикуривал кандидат в депутаты и просто хороший человек товарищ Белов.

Посему относится к сериалу, как к некоей документальной повести о буднях бандитской группировки, все же не следует. И критиковать создателей можно лишь исходя из законов кино, а уж никак не того мира, в котором мы все с вами имеем сомнительное счастье пребывать.

Сюжет

1989 год. После службы в армии домой возвращается Александр Белов (Сергей Безруков). Гласность и перестройка уже сделали свое дело: самой престижной профессией для молодых людей становится рэкет и бандитизм. Впрочем, пока все только начинается: ребята скорее пытаются изобразить из себя крутых, кровь, грязь и разборки впереди, о том, чем может закончиться подобная вольница никто не догадывается. Друзья детства Белова также оказываются вовлечены в этот бизнес. Саня к их занятиям относится с юмором, а большие легкие деньги для него отнюдь не являются мерилом жизненного успеха.

Увы, жизнь подкидывает Белову не слишком приятный, но вполне ожидаемый сюрприз: его любимая девушка решила, что два года - это слишком долго. Типичная ситуация, с которой слишком часто сталкиваются молодые люди, оборачивается весьма неожиданной стороной, когда выясняется, что счастливый соперник является одним из лидеров небольшой преступной группировки. Правда, Сане несказанно везет - Муха отнюдь не блещет умом, поэтому решает лично показать силу молодецкую, разукрасив физиономию противника. Однако, прослужив два года на границе, тот не готов так легко подставить голову под удар. К тому же на его стороне друзья детства - Космос, Фил и Пчела. Получив достойный отпор, Муха решает отомстить обидчику. Тогда-то на сцене появляется главный антагонист нашего героя - Володя Каверин, шурин Мухи, работающий в милиции, который обещает "закрыть" Белова по "ментовским" каналам.

Ситуация развивается совершенно непредсказуемо - в случайно завязавшейся потасовке от неизвестно кем выпущенной пули погибает Муха. Его пистолет загадочным образом перекочевывает в карман Белова, где его и находит милиция. К счастью, на помощь приходят друзья, которые помогают Белову скрыться в одном из дачных поселков под Москвой. Там-то, в самый казалось бы неподходящий момент, Саня встречает девушку, которая станет любовью всей его жизни. Впрочем, напрасно зритель готовится увидеть продолжение захватывающих похождений бывшего солдатика, случайно попавшего в переделку. Авторам фильма совсем не важно как именно их герой попадает в криминальную среду, важна лишь дружба ребят, которые буквально выносят своего товарища из-под пуль. И главное в этом трагическом стечении обстоятельств то, что обратной дороги ни для кого нет. Отныне веселые пацаны, игравшие в опасные, но все же детские игры, выходят в совсем другой мир, и жить они будут по его законам.

В фильме достаточно откровенно говорится о вещах, которые все знают, но предпочитают делать вид, что этого просто не существует. Бригада Белова существует и развивается благодаря стараниям товарищей из "Министерства добрых дел", которые контролируют и поставки наркотиков в Западную Европу и продажу оружия в Чечню. Фактически Саня является лишь пешкой в этих играх, хотя, будучи человеком волевым и достаточно самостоятельным, он периодически подкладывает свинью своему начальству, пытаясь лавировать между интересами различных политических группировок, находящихся "у кормила". Впрочем, он остается теневой фигурой, его руками политики и генералы обтяпывают свои грязные делишки. И как только Белов пытается занять свое место на политической арене, на него немедленно обрушивается вся мощь этой страшной машины, перемалывая всех, кто находится рядом.

Однако, это отнюдь не политический триллер. Скорее - психологическая драма, фоном для которой является весьма богатая событиями российская действительность 90-х годов. Удачная деятельность бригады на протяжение десяти лет в первую очередь связана с абсолютной преданностью друг другу ее членов. Ребята как четыре мушкетера не позволяют обстоятельствам разлучить их. Впрочем, она подвергается иногда слишком суровым испытаниям и в какие-то минуты кажется, что лучшие друзья просто перестреляют друг друга. Похоже, именно непростые взаимоотношения Сани, Фила, Космоса и Пчелы и стали главным магнитом, который притянул к себе зрителей: всегда приятно посмотреть на настоящую мужскую дружбу, пусть даже и на экране телевизора.

А где же мораль?

В чем же разница между "Бригадой" и всеми остальными ментовско-бандитскими сериалами, демонстрирующимися на нашем ТВ в количествах, заметно превышающих разумные пределы? Наверное, в том, что сериал говорит о хороших вещах. Да, нельзя пока снимать фильмы о честных российских миллионерах, попадающих в любовные переделки. Разве мы с вами поверим фильму о гражданской войне, в котором ни разу не будут упомянуты красные и белые? Разве мы поверим, что люди нажили огромное состояние за десять постперестроечных лет, оставшись при этом с чистыми руками? Но фильм вовсе не повествует о бандитских буднях. Главные герои постоянно вынуждены решать что для них важнее - настоящая дружба или огромные деньги. И решают они эту проблему вполне достойно.

Впрочем, создатели сериала не идеализируют бандитов, хотя, повинуясь законам жанра, заставляют зрителей жалеть и понимать своих героев. Со временем светлые образы мальчиков, в общем-то случайно попавших в криминальный мир, заметно тускнеют: Саня Белов превращается в матерого волка, на которого иногда просто страшно смотреть, Космос становится законченным наркоманом, Пчел готов продавать что угодно и кому угодно, лишь бы это приносило доход. Лишь Фил еще сохраняет некую видимость моральных устоев. Он снимается в кино, работает каскадером, продюсирует фильмы, вытаскивает ребят из неприятностей и до последнего прикрывает Белова, которого слишком многим хотелось бы видеть в могиле. Единственное, что еще спасает ребят - это их дружба, но ведь, оставшись без Фила, они готовы убить Пчелу. И, скорее всего, приказ на уничтожение был бы отдан, если бы не фантастическое везение последнего.

Жуткий финал ставит финальную точку в истории бригады. Мог ли он быть другим? Вряд ли. Слишком долго ребятам элементарно везло, слишком долго они игрались с огнем и, в конце концов, обожглись.

Ляпы

Впрочем, впечатляющий финал выглядит одновременно и самым большим ляпом создателей сериала. Ненависть человека, уничтожившего группировку Белова (я намерено не называю его имени, чтобы не испортить удовольствие от просмотра тем, кто еще не видел картины), выскочила как кролик из цилиндра фокусника, она ничем не мотивирована и никак не объяснена. Видимо авторы решили предоставить самому зрителю додумывать ее причины, что и вызвало оживленные споры поклонников сериала. Ведь действительно, если он всего лишь "крот", то есть человек, внедренный в группировку то ли спецслужбами, то ли Володей-ментом, с какой радости ему так люто по-звериному ненавидеть Белова? Почему, получив приказ уничтожить бригаду, он не начинает с бригадира? Неужели он и его хозяева не понимали, что, оставшись в живых, Белов начнет мстить? Почему, желая отнять у бригадира самое дорогое на свете, он не начинает с его жены и сына? Почему столь высокопрофессиональный убийца предпочитает действовать ножом, а не пистолетом? Ведь он идет убивать двух взрослых мужчин, да к тому же лидеров преступной группировки, которые умеют постоять за себя.

Можно лишь предполагать, что заказчики убийства Космоса, Пчелы и Фила как раз и рассчитывали на ответные действия со стороны Белова. В таком случае совершенно очевидно, что его хозяином был отнюдь не Каверин, а товарищи из "Министерства добрых дел". Но, заметим, что недоговоренность и недосказанность хороша, когда речь идет о будущих действиях героя, и каждый волен сам додумывать как сложится судьба Сани после известных событий, однако мотивы уже совершенных поступков должны быть зрителю абсолютно прозрачны, таков уж закон сериального жанра.

Из небольших ляпов стоит, пожалуй, отметить некоторые хронологические несуразности. Большинство зрителей 90-е годы все же застали в достаточно зрелом уме и твердой памяти, поэтому компьютер на столе у обыкновенного следака в 1989 году, челноки на рынке за два года до официального разрешения свободной торговли, а также застекленная крыша Лужников, смотрятся весьма странно. Также как и целый отряд вооруженного до зубов ОМОНА, посланный в 1989 году на задержание безоружного Сани Белова, который, выпустив огромное количество патронов, так и не смог задержать двух мальчишек.

Чем ближе к нашему времени, тем меньше накладок. Хотя дотошные зрители и обратили внимание, что самолеты в Америку с заглушками не летают, Фил, хоть и падает при взрыве с раскроенным черепом, но при этом умудряется остаться чистеньким и даже не обгореть, а кадры взрыва машины Белова, показанные в программе "Вести", явно сделаны не съемочной группой, которая находилась позади кортежа. Впрочем, на мой взгляд, подобные ляпы придают сериалу особый шик, заставляя зрителя время от времени вспоминать, что это все же игра, а не сама жизнь. Кстати, тот же прием весьма успешно применяется и в голливудских фильмах, вспомнить хотя бы сгенерированную на компьютере массовку "Гладиатора", среди которой иногда проскальзывают люди в джинсах

Что не понравилось

В принципе правы оказались авторы картины, когда убеждали своих недоверчивых зрителей, что перед ними именно полноценный художественный фильм, а не просто очередной сериал. Но поскольку финансировал его телевизионный канал, и денег было в обрез (напомню, что бюджет голливудских фильмов легко может перемахнуть стомиллионную отметку, тогда как "наши" обошлись тремя миллионами долларов), то кое-где совершенно отчетливо видны именно сериальные провалы, которые отнюдь не считались бы таковыми, будь это большое кино. Совершенно недостаточно раскрыты характеры Фила, Пчелы и Космоса, их взаимоотношения с родителями, любимыми женщинами, наконец, друг с другом. Все внимание сосредотачивается исключительно на личности бригадира, от чего сериал утрачивает целостность. Конечно, в трехчасовом фильме подобные сюжеты все равно пришлось бы вырезать, но ведь создавался многосерийный художественный фильм, в котором главной изюминкой должны были стать четверо друзей, а не история Сани Белова.

Второй заметной недоработкой является откровенный разрыв между Саней, пришедшим из армии, который не был особенно очарован большими деньгами, и Саней, через два года жестко распекавшим Фила за недостаточную боевую подготовку своих "опричников". Как и почему произошел этот переход? Почему, отсидевшись за Уралом, Белов не вернулся к нормальной жизни, а предпочел возглавить бригаду? Конечно, можно предположить, что к тому времени он уже достаточно насмотрелся на постперестроечную действительность и изменил свои взгляды на жизнь, но именно этот момент психологического перелома не был показан. Ведь история с подброшенным пистолетом не могла так круто поломать всю систему ценностей человека, тем более, что закончилась она более-менее благополучно.

К более мелким погрешностям относится не совсем четкая дикция героев фильма, очевидно, по режиссерской задумке, максимально приближенная к реальной жизни. Правда, в результате некоторые диалоги при первом показе просто невозможно разобрать. Общий ритм картины немного разорван - моменты максимального напряжения (эпизод с переливанием крови и наездом СОБРа), после которых зритель буквально замирает, ожидая совершенно потрясающего продолжения, вдруг проваливаются в более спокойное размеренное повествование (история с выборами), заставляя откровенно скучать у экрана в ожидании чего-то более "остренького". Впрочем, надо отдать должное режиссеру, "остренькое", как правило, не заставляет себя долго ждать.

С "разборкой" на строительной площадке (реверанс в сторону Голливуда) создатели фильма явно погорячились. Ведь весь фильм нам доказывали, что Саня Белый действует в основном не бицепсами, а мозгами. Лишь в самом начале, когда у него еще играли гормоны, он мог выйти на поединок с Мухой, но дальше бригадир пытался избегать открытых столкновений с противниками, разыгрывая многоходовые комбинации (вспомните хотя бы историю с поставкой оружия в Чечню). Конечно, смерть друзей тяжелое потрясение, но не настолько, чтобы совершенно отбить мозги у неглупого человека. Неужели он не мог убрать Каверина, не подставляя себя и свою семью? Тем более, уже фактически считаясь мертвым.

Что понравилось

На самом деле понравилось многое. Фильм стал неожиданным прорывом среди серых невыразительных российских сериалов последних лет. Несомненной удачей создателей фильма стал отличный актерский состав. Открытие целой плеяды молодых и очень талантливых актеров вызывает особое уважение к режиссерам и продюсерам картины. Отличная режиссура (с трудом верится, что это дебют Алексея Сидорова), прекрасная музыка и диалоги.

Кстати, о диалогах следует сказать отдельно. Не сомневаюсь, что многие выражения, прозвучавшие в картине, займут свое место в народной речи. Прислушиваясь к репликам молодежи, развлекающейся прямо у меня под окнами, я отчетливо различаю: "Коксу хочешь?", "Папу по лицу!", "Братва, мы не хотим стрелять, мы только наблюдаЭм", "Это что за дети подземелья?", "Да ты че?", "Зараза ты, Сурикова!", "Привычка. Я и жену иногда записываю", "Братва рвется к власти!", "Он не пчела, он жук!", "Лучшая жилетка - бронежилетка". Похоже, после второго показа количество подобных острот в народной копилке значительно увеличится.

Некоторые эпизоды фильма произвели весьма сильное впечатление. Несомненно, на первом месте стоит сцена с наездом СОБРа и рытьем собственной могилы. Затем следуют едва не осуществившийся смертный приговор Пчеле, прощание Белова с друзьями в морге, отменно снятые и великолепно сыгранные эпизоды драк в первой-второй серии, эффектные проезды на мерседесах, а также их последующее уничтожение. Впрочем, по признанию авторов картины, они немного слукавили: при взрыве линкольна, который, как известно, был "только у Космоса и у Майкла Джексона", тот не слетел, как полагалось, в воду. Умельцы быстренько припаяли корпус от линкольна к старому москвичу. Вот он-то и улетел вниз. Расчет на внешнюю эффектность оказался совершенно верным: у зрителей перехватывало дыхание, когда Саня Белов и Фарик играли в футбол на дороге, а за ними чинно ехала целая вереница мерседесов.

Фильм достаточно тяжел, но не депрессивен. Масса смешных трогательных моментов вроде танца на линкольне в исполнении Космоса, встречи Нового года с тем же Космосом в роли Снегурочки, анекдоты в Бутырке, взлом академической дачи кандидатом в депутаты и его женой, оставляют самые приятные воспоминания. Естественно, у сериала сразу же появилась масса поклонников, которые жаждут узнать о жизни и творчестве своих кумиров, а также получить как можно больше информации о создании картины. Авторы обещают порадовать нас фильмом о фильме - то есть рассказом о том как снималась "Бригада". Ориентировочно он выйдет в эфир после повторного показа сериала по РТР. Ну а в самое ближайшее время состоится чат с актерами и создателями сериала.