Бандитский Петербург. Вступление

У каждого времени есть свой сериал. Наверное, для семидесятых это были "Семнадцать мгновений весны". Для восьмидесятых - "Место встречи изменить нельзя". А для девяностых им стал "Бандитский Петербург". Сериал появился на свет, когда никто этого не ожидал. Российский кинопрокат был полностью развален, зрители не ждали ничего гениального, удовлетворяясь "Ментами" и "Убойной силой" и честно полагая, что лучше современные режиссеры просто не умеют снимать.

 

Криминальный телесериал

Часть первая - "Барон" (5 серий)
Часть вторая - "Адвокат" (10 серий)
Часть третья - "Крах Антибиотика" (8 серий)

Сценарий по произведениям А. Константинова.

В ролях:

Кирилл Лавров - Барон
Лев Борисов - Виктор Павлович Говоров (Антибиотик)
Александр Домогаров - Андрей Серегин
Дмитрий Певцов - Сергей Челищев
Ольга Дроздова - Катя Званцева
Алексей Серебряков - Олег Званцев
Армен Джигарханян - Гурген
Евгений Сидихин - Кудасов
Ксения Раппопорт - Рахиль Даллет
Николай Рудик - Череп
Евгения Крюкова
Алексей Девотченко
Антонина Шуранова
Андрей Толубеев
Лев Дуров
Олег Басилашвили
Алексей Девотченко
Зинаида Шарко
Юлия Шумляева
и другие

Режиссеры-постановщики: Владимир Бортко ("Барон", "Адвокат"), Виктор Сергеев ("Крах Антибиотика")
Авторы сценария: Владимир Бортко, Андрей Константинов, Альбина Шульгина, Вадим Михайлов
Оператор-постановщик: Валерий Мюльгаут
Художники-постановщики: Юрий Пашигорев, Владимир Светозаров
Композитор: Игорь Корнелюк
Звукорежиссеры: Михаил Викторов, Александр Сысолятин
Монтаж: Леда Семенова
Продюсер: Леонид Маркин

Кинокомпания "КиноМост". Производство студии "2-Б-2", по заказу продюсерского центра "Медиа-Стелс" (г. Санкт-Петербург), 2000 год.
Жанр - криминальная мелодрама, телесериал, 23 серии по 52 мин.26 сек., формат Веtaсаm Digatal, цветной, звук - моно, на русском языке.
Прокатное удостоверение Госкино России -№ 21104700, дата 24/04/2000 г.
Премьера на ТВ: НТВ - май 2000 г. Видеопрокат: "Мост-Видео", июнь 2000 г.

Сериал, который похож на жизнь

Когда Владимир Бортко выпустил первую часть "Бандитского Петербурга", зрители восприняли его недоумением - сериал не был похож на обычные криминальные боевики, заполонившие российские экраны. Да и сериалом-то его назвать можно было с большой натяжкой. Скорее это был художественный фильм, растянутый на пять серий. К слову сказать, в свое время Бортко уже заявил о себе, сняв "Собачье сердце" и "Блондинку за углом". Качество "Бандитского Петербурга" было просто потрясающим - его снимали как большое кино, широко используя натурные съемки, и не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Варшаве, Хельсинки, Стамбуле.

Режиссер сделал ставку на актеров и не ошибся. Достаточно сказать, что в ролях второго плана снялись Кирилл Лавров, Лев Дуров, Олег Басилашвили, Армен Джигарханян. А на главные роли (их сразу несколько) Бортко пригласил самых талантливых и популярных актеров современной России - Александра Домогарова, Дмитрия Певцова, Льва Борисова, Ольгу Дроздову. Между прочим, Александр Домогаров и Дмитрий Певцов делят первое место по народной любви, снимаясь в самых успешных коммерческих проектах последних лет. Они уже успели поработать вместе над сериалом "Графиня де Монсоро". В кадре герои Домогарова и Певцова встретятся всего лишь один раз, но эта встреча станет ключевой для дальнейших событий, развертывающихся в третьей части сериала.

В "Бандитском Петербурге" как бы три пласта. Первый лежит на поверхности - это детектив. Лихо закрученная интрига заставляет зрителя не отрываясь следить за развитием событий. В основу сериала положен роман Андрея Константинова о тайных сторонах жизни современного Петербурга. В нем есть все - бандитские разборки, стрелки, погони, менты, братки, крестные отцы и так далее. Это создает специфический антураж, заставляя верить в происходящее на экране.

Второй слой - любовь. Причем в первой части режиссер только пытается нащупать эту тему. Главный герой находится в положении "и хочется и колется". В результате он все же бросает женщину, которую любит. То ли из страха, что ее тоже убьют, то ли просто не хочет он никого любить, устал от жизни. Зато во второй части тема любви становится фактически основной. Здесь идет тонкая психологическая игра - зрителя заставляют поверить в то, что можно безумно любить женщину, но засадить ее в тюрьму, а потом рискуя собой пытаться спасти.

Итак, мы перешли к третьему пласту. Психологическая драма. В первой части режиссер только ищет подходы, но зато во второй его талант проявляется в полной мере. И зритель прощает и не очень хорошую озвучку и местами халтурную работу оператора. Это становится совершенно неважно. Важны эмоции, чувства, которые кипят в главных героях. Во второй части намешано все - ненависть, желание отомстить, любовь, дружба, предательство лучшего друга, смерть.

Через две первых части проходит очень точная идея - чтобы ты не делал, как бы не пытался изменить ситуацию, от судьбы не уйдешь. Нам показывают, как ломают хороших честных ребят, как из доброго парня можно сделать бандита, убивающего всех без разбора. И в принципе он убивать не хочет, но здесь действует логика - если не ты, так тебя. И уже никуда не денешься. И выхода нет, потому что все вокруг бандиты - и те, которые по ту сторону закона и те, что по эту. Причем оказывается, что иной вор в законе порядочнее, чем полковник милиции. И на этом криминальном фоне перед зрителем возникает любовный треугольник - двое лучших друзей и женщина, в которую оба безумно влюблены. И выбор - либо убей друга за предательство, за то, что он переспал с твоей женой, либо спаси его и умри сам. И третьего не дано. Непонятно что перевесит - либо мужская дружба, либо мужская же ревность. А несчастная женщина не знает, куда деваться от своей любви, потому что она любит обоих. Необычный ход, неправда ли? Режиссер постоянно заставляет зрителей выбирать - с кем же останется главная героиня, но финал все же оказывается совершенно непредсказуемым.

В сериале используется тот же прием, что когда-то был в "17 мгновениях весны" - голос за кадром. Это как бы внутренний монолог героя, который пытается анализировать свои поступки и понять, почему же он все глубже и глубже уходит в пучину отчаяния, страха и безысходности. И вроде бы никакого внешнего нагнетания обстановки нет - все обыденно, спокойно. Главный злодей мягкий, ласковый, чем-то напоминающий незабвенного Мюллера старичок, который тихо завязывает свои узелки, фактически не оставляя героям место для отхода.

Как пересказать сюжет психологического детектива? Ведь сам по себе сюжет играет лишь вспомогательную роль, поднимая только первый детективный пласт. К сожалению, игру актеров, атмосферу, эмоции на бумаге не изложишь. Если бы был только сюжет, как он есть - вышел бы хороший детектив и больше ничего. Зрители не сопереживали бы героям, а просто с интересом бы наблюдали, как они выкручиваются из различных передряг. Но ведь в "Месте встречи" мы помним не кто кого убил, а Высоцкого с его "Я сказал Горбатый", а в "17-ти мгновениях" - "А вас Штирлиц я попрошу остаться". Что же зритель находит в этих фразах? Только посмотрев фильм можно понять, почему мы их запомнили. Возможно, мы встаем на место героев, делая нравственный выбор. Здесь на карту оказывается поставлена не только жизнь, но и честь и твоя собственная совесть, а страх предательства оказывает больше, чем страх смерти. Нам всем на какое-то мгновение необходимо почувствовать себя лучше, чем мы, возможно, есть на самом деле. Нравственный выбор героя становится нашим собственным выбором, и, возможно, посмотрев такой фильм, мы становимся чуточку лучше.

Читать дальше Барон (ака Журналист)