О войне снимают хорошие фильмы. Да что там, о войне снимают потрясающие фильмы даже сейчас, когда стрельба и жестокость стали повседневностью на экранах. И сериалы снимали и снимают отличные, в особенности о Великой Отечественной, ибо делать плохо пока ещё стыдно, да и примеров у кинематографистов множество. Сериалы о войне должны быть на высоком уровне, чтобы люди хотели их смотреть, могли выдержать напряжение и прочувствовать трагедию, каковой является вооруженный конфликт между государствами или внутри одной страны. «Капли крови на цветущем вереске» должен был стать таким сериалом, но...
Предпосылки развития сюжета
«Капли крови на цветущем вереске» является ремейком 2011 года фильма «Тревожный месяц вересень», поставленного по одноименному роману. Первая экранизация образцовой не считается, и, очевидно, создатели ремейка на нее и не равнялись, потому сериал избежал многих недостатков фильма, но создал свои собственные шероховатости в трактовке повествования и представлении событий романа.
На дворе 1944 год. Война ещё идет, но уже где-то далеко. Беларусь освобождена от фашистской оккупации, но теперь в разрушенную страну пришли советские солдаты, наводящие новые порядки. Людям по-прежнему нечего есть и негде жить, они не скоро вернутся к мирной жизни, общее ожесточение и взаимная ненависть разжигают конфликты тогда, когда кажется, нужно сплотиться и поддерживать друг друга.
Сюжет сериала
В родные края возвращается молодой самонадеянный лейтенант Иван, получивший на фронте ранение и отправленный отдыхать. Только вот с отдыхом выходит промашка: по прибытии Иван понимает, что в разоренных деревнях свирепствуют бандиты, которые нападают на чужих, чтобы прокормиться. Местные жители часто защищают их, так как среди тех, кто промышляет воровством и убийствами, есть и их близкие. Город и отчаянье заставляют людей идти на крайности. Главный герой попадает в гнетущую атмосферу послевоенных месяцев, когда повсюду царит разгром и безвластие. Он пытается как-то справится с бандитизмом, наладить жизнь в деревне и помочь людям.
Сериал отличается как от первой экранизации, во многом наполненной идеологическими и воспитательными элементами, так и от книги. Нынешний Иван прибывает не на Украину для того, чтобы возглавить отряд по борьбе с бандеровцами. Место действия перенесено на запад – в Беларусь, где противостоят герою бывшие полицаи и не только они. Герой больше не предстает перед зрителем, как защитник обиженных и угнетенных, он, скорее, мальчишка, непонятно как оставшийся после войны со столь открытым добрым сердцем.
В чем неоднозначность?
Тема для сериала выбрана неоднозначная. Слишком много вопросов существует до сих пор о том, как отнеслось население Беларуси, Украины или Литвы к советским солдатам, пришедшим на смену фашистским захватчикам, и как относились сами солдаты к мирным жителям. Речь в сериале идет и о партизанских движениях, которые возникли, как противостояние советской власти. Это болезненный вопрос права на национальную самостоятельность, который до сих пор не разрешен и вряд ли будет в ближайшее время, спорная тема, поднимающая те стороны войны, о которых не говорится в учебниках истории.
Есть и недоделки
Создатели сериала, переставив акценты, не разрешили главного: в этой истории не может быть плохих и хороших, каждый прав по-своему. Конфликт не разрешен, сериал смещается в сторону главного персонажа, который вроде бы должен иметь свою точку зрения относительно того, как остаться честным и порядочным человеком в тех условиях, где он живет, но и это остается за кадром. Кажется, в сериале все идет «по верхам»: немного не дотянуть кульминацию, поднять вопрос и тут же его бросить, свернуть тему до того, как она будет раскрыта.
Благодаря этим «недо», «Капли крови на цветущем вереске» представляют собой весьма плачевное зрелище длиной в шесть серий. В главной роли Ивана актер Алексей Бардуков, образом юноши с печальным взглядом практически перечеркнувший успех сериала. В правдивость такого персонажа, якобы пережившего войну, а ведущего себя, как выпускник военной академии, зритель верит с трудом. Так же в сериале снялись Игорь Скляр, Юлия Пересильд, Мария Куликова, Александр Воробьёв, Михаил Евланов, Сергей Колтаков, Вера Кавалерова и многие другие. Даже блестящая игра второстепенных персонажей не спасает сериал от унылости и серости, а все попытки дотянуть до высокого уровня проваливаются в самом начале. И на экране, и за его пределами остается лишь чувство опустошения.
Анна Чиж