«Крепость»: умерли, но не сдались

КрепостьСериал «Крепость» родился из тесного сотрудничества «Централ Партнершип» и киностудии «Беларусьфильм». В 2010 году по итогам совместного труда на экраны был выпущен полнометражный фильм «Брестская крепость». Вскоре фильм разбили на четыре части, добавили к нему историческую хронику и эпизоды, не вошедшие в «полный метр», поменяли название. Так фильм «Брестская крепость» стал сериалом и вышел в эфир уже как «Крепость».

Сюжет сериала

Сериал повествует о самом начале Великой Отечественной войны. Действие картины начинается 21 июня 1941 года на самом западном краю Советского союза у границы с Польшей. Брестская крепость - первый гарнизон, на который приходится удар врага. Лейтенант Андрей Кижеватов, майор Петр Гаврилов и комиссар Ефим Фомин - они и множество других людей несут свою службу в крепости, не подозревая о том, что их ждет. Да и сама крепость уже давно превратилась из военного укрепления в обжитые жилые помещения, где помимо военных квартируют их жены и дети.

 

История, разворачивающаяся на глазах у зрителей, рассказана от лица мальчика-трубача Саши Акимова, играющего в полковом оркестре. Он был в крепости в день начала войны, когда началась долгая изнуряющая осада. Он стал связным между теми, кому удалось выстоять после первого удара. И выжил, несмотря ни на что.

Интерпретация или видение?

КрепостьВ сериале события обороны крепости показаны достаточно вольным образом, так как кинематографичность важнее достоверности. Тем не менее, сериал оценивают, как достоверный, даже если не за сцены довоенного быта, то за имитацию бомбежки и расстрелов. Достоверность подобного рода фильмов делает их горькими и трогательными, удивительно проникновенными просто тем, что они основаны на реальных событиях.

«Крепость» выбивает слезу, если так можно сказать. Идиллическая картинка довоенного быта, влюбленности, семейные отношения, мелкие ссоры, фильмы, праздничное настроение - все это нарушается беспощадностью и разрушительной силой войны. Герои Брестской крепости ещё вчера просто несли службу по охране границы, никто из них не думал, что на следующий день они станут на пути врага, окажутся в центре военных действий. Они ждали помощи, но никто не пришел. Защитники Брестской крепости продержались четыре месяца почти без еды и воды, с минимальными запасами оружия и боеприпасов. История этого противостояния до сих пор овеяна легендами и домыслами.

В сериале мало домыслов?

КрепостьНе нашлось достаточно места и для подвалов крепости, в которых скрывались защитники, они показаны лишь мельком. В то же время нельзя не отметить, что сериал снимался там же, где произошла шестьдесят лет назад трагедия: в полкилометре от настоящей крепости была выстроена ее копия для съемок. Во время строительства декорационных укреплений были найдены и перезахоронены останки советских солдат. Массовку же составили жители Бреста, среди которых вполне могут найтись потомки тех, кому удалось выжить в те страшные дни. У героя же сериала, Паши Акимова, есть реальный прототип Петя Клыпа, переживший осаду Брестской крепости. Так что все, что можно было сделать для «историчности» сериала, его создатели сделали. И эти немалые усилия заслуживают особого внимания, с учетом того, что адекватность истории и соблюдение правдивости проще игнорировать.

Актерский состав

В «Крепости» снялось немало известных актеров: Алексей Копашов Павел Деревянко, Александр Коршунов, Андрей Мерзликин, Евгений Цыганов, Анна Цуканова, Максим Костромыкин и многие другие. Режиссером и соавтором сценария сериала выступил Александр Котт. Автор идеи и генеральный продюсер проекта - Игорь Угольников.

Сериал вышел в полном соответствии с требованиями военно-патриотического жанра. Очистить фильм от налета советской историографии до конца не вышло, так как в умах и авторов сценарий, и операторов, и даже актеров уже закрепилось понимание того, как надо снимать фильмы о войне. И манера изложения, типичная для советского периода, проскакивает то здесь то там, что не делает фильм хуже, надо отметить. И как все «честные» фильмы о войне «Брестская крепость» заставляет зрителя сопереживать, что нужно.

Но в данном случае зритель какие-то десять-двадцать минут видит перед собой простенький военный быт, а потом на него обрушивается лавина военной техники, грязь, пыль, взрывы, море трупов, растерянные люди - и эта трагедия возведена в такой абсолют, что к третьей серии под истошные крики и слезливые сцены можно начинать пить чай. Абсолютность утомляет.

Анна Чиж