Турецкий сериал «В чем вина Фатмагюль?» сюжетной завязкой напоминает не типичную мелодраму, а фильм, который не стыдно показать на кинофестивале. История растягивается почти на сотню серий и задевает множество болезненных аспектов отношений, которые не так часто можно увидеть на телевизионных экранах.
Дар простодушия
Фатмагюль (Берен Саат) живет в небольшом приморском городе со своим братом Рахми (Бюлент Сейран) и невесткой Мукаддес (Эсра Дерманджыоглу). Она проводит дни, присматривая за овцами и помогая по дому. Девушка планирует свадьбу со своим возлюбленным Мустафой (Фырат Челик), который обустраивает для них дом.
Будущее Фатмагюль перечеркивает встреча с четырьмя пьяными парнями, решившими подшутить над привлекательной девушкой. Шутка заканчивается насилием. В дело вмешивается полиция. Согласно турецким законам, если один из насильников женится на жертве, то все обвинения будут сняты. Обидчиками девушки оказываются наследники состоятельных семей, их родители уговаривают Керима (Энгин Акюрек) – сына служанки – взять девушку в жены, а через год развестись. Фатмагюль оказывается заложницей обстоятельств, жених отказывается от нее, а Керима она ненавидит за то, что он и его друзья сломали ей жизнь, но у нее нет другого выбора, она вынуждена согласиться на брак.
Вопреки невозможности
Сериал «В чем вина Фатмагюль?» поднимает болезненную и тяжелую тему отношения к женщине в Турции. Законодательство, которое фактически поощряет насилие, уже давно является предметом порицания со стороны более либеральных стран. Несмотря на попытки изменить ситуацию, во многих городах полиция и суд пойдут навстречу вплоть до снятия обвинений, если насильник и жертва согласятся на законный брак.
Фатмагюль показана в сериале той самой жертвой, которой не оставляют выбора: либо свадьба, либо позор. Автор сценария Ведат Тюркали не пытается приукрасить реалии, да, во всей ситуации сглажены многие острые углы, но сама история складывается правдиво. Перед зрителями предстает испуганная несчастная девушка, которая становится бессловесной марионеткой по воле тех, на чьей стороне сила и власть.
Берен Саат, играющая Фатмагюль, создает образ ранимой и мечтательной особы, она вся состоит из острых углов, словно девочка-подросток, раскрывается только тогда, когда чувствует себя в безопасности. Отчаяние героини передано через закрытость ее поз, напряженность движений. Если в начале зритель видит, что Фатмагюль влюблена и готова открыть себя для семьи и отношений, то нападение меняет ее, она сжимается и словно уменьшается. И игра Берен Саат, и продуманная операторская работа – создают настроение.
Искупление прошлого
Режиссерское трио Хилаль Сарал, Хюсейин Тунч и Айхан Озен подошло к своей работе со всей серьезностью: в сериале затронута не только социальная проблематика, но и глобальные философские вопросы. Идея, заложенная «В чем вина Фатмагюль?», это правило равновесия, которое говорит о том, что каждый получает столько добра и зла, сколько он приносит в мир. Зло, причиненное Фатмагюль, становится причиной разрушения жизней ее обидчиков. Это никак не традиционное возмездие, это наказание, которое рано или поздно настигает каждого, кто кладет на одну из чаш весов слишком много.
Сериал снят качественно и со вкусом, некоторые сцены и планы достойны полнометражного художественного фильма. Действие «В чем вина Фатмагюль?» происходит на фоне прекрасных естественных декораций: морское побережье, курортный пригород и поля зелени. Ненавязчивое музыкальное сопровождение прекрасно дополняет сцены, создавая нужную атмосферу. Оригинальную музыку к сериалу написал Тойгар Исикли.
Трагедия, случившаяся в жизни Фатмагюль, может и должна быть рассказана иначе, ведь она претендует на стоящую тему для драмы. Сериал не тот жанр, в котором актеры и режиссер могут выдать нужный градус напряжения, иначе их энергии просто не хватит на несколько десятков серий. Однако уже одно то, что этот сериал был снят и вышел на экраны, что его авторы решили не идти по привычному пути, а показали то, как незавидно положение женщины, подвергшейся насилию, как тяжело срастаются душевные раны, - это достижение для турецкого кинематографа. Сериал получился эстетичный: блестящий подбор актерского состава, натуры для съемок и выбор ракурсов делают свое дело. Помимо эстетики присутствует накал страстей и поднимается множество животрепещущих тем. Более чем достойная многосерийная мелодрама.
Анна Чиж