Какими бы быстрыми темпами не развивалась глобализация, у России всегда будет свой особенный путь. И музыкальных вкусов это тоже касается. Пусть мы всё больше приближаемся к западным стандартам, и наш музыкальный вкус становится всё более западным. Но такое явление, как Жанна Агузарова, вряд ли могло появиться и прославиться где-нибудь в Германии, Испании или Италии. Это было возможно только в России.
Жанна Агузарова не зря названа явлением - потому как именовать её простым человеком очень сложно, почти невозможно. Таинственный туман окутывает эту экстраординарную личность сразу после рождения. Во-первых, абсолютно никому неизвестно место рождения будущей первой леди советского рок-н-рола. Произошло ли это знаменательное для планеты Земля событие в Средней Азии (на что может указывать отчество певицы - «Хасановна»), или на Кавказе, или на бескрайних просторах Сибири, никто не знает. Известно лишь, что детство Жанны прошло в сибирском посёлке Колывань.
Во-вторых, возраст Жанны Хасановны, подобно возрасту египетских пирамид, не подлежит точной датировке. Официальные данные гласят, что на свет Агузарова появилась 7 июля 1967 года. Однако существует устойчивая версия, что певица на два года старше указанного в документах возраста. Загадка на загадке...
В-третьих, настоящая фамилия певицы звучит как «Агузарян». Впрочем, в артистическом мире, где имена, отчества и фамилия изменяются и меняются сплошь и рядом, это наименее интересная «тайна» Жанны Агузаровой.
Интриговать окружающих Жанна продолжала и в послесибирский период своей жизни. А начался он с неудачных попыток найти своё призвание в театральном искусстве. Причём попытки эти предпринимались в самых разных театральных учебных заведениях нашей необъятной страны, от Ростова-на-Дону до Свердловска. Наконец, в начале 1980-х годов Жанна приезжает в Москву, где система советского образования наконец-то смилостивилась над нею и приняла в один из столичных техникумов, по окончании которого девушка должна была стать маляром. Но разве об этом мечтала талантливая девушка с оригинальным воображением и потрясающим голосом, а также с полным каких-то странностей и неувязок паспортом? Конечно, нет - разве можно поверить, что девушка, называющая себя в богемных московских кругах «Ивана Андерс, дочь шведского дипломата», учится на маляра и мечтает красить стены, заборы и лавочки? Агузарова мечтала о том, чтобы стать певицей.
И не только мечтала: известно о её неудачных попытках наладить сотрудничество с рок-группой «Крематорий». Но черноволосым парням, поющим о том, что «наверное, я зоофил», голосовые данные не подошли. Подошли они группе «Браво» (на тот момент ещё именовавшейся «Постскриптум») - музыканты искали солистку, их будущая солистка услышала об этом, набрала номер отца-основателя группы Евгения Хавтана, пришла на прослушивание и стала полноправным членом коллектива. От этого объединения музыкальных, стихотворных и вокальных данных выиграли все. Группа «Браво», в чей ретро-стиль идеально вписался запоминающийся раз и навсегда голос певицы, становилась всё более популярной среди интеллигентной молодёжи Москвы и Союза. Агузарова получила от коллег талантливые песни, на материале которых смог со всей силой и многогранностью проявиться её недюжинный талант.
Конечно, не всё было гладко. Гонения советского строя на рок-музыкантов, продолжавшиеся до середины 1980-х годов, коснулись и героини нашего рассказа. Так, в 1984 году на одном из концертов группы «Браво» солистка, как и её коллеги, была задержана правоохранительными органами. Однако у музыкантов в наличии имелись любовь к рок-н-ролу и умение его играть, а у Агузаровой вдобавок оказались сомнительный паспорт, едва ли не фальшивый, и эксцентричное поведение, которое было непривычным для нормального советского человека. В результате - полгода пребывания в местах не столь отдалённых: сперва в следственном изоляторе, затем в институте психиатрии имени Сербского.
Но в 1985 году Жанна возвращается в «Браво» и становится вместе с группой по-настоящему знаменитой. Уже началась перестройка, рок-концерты уже не разгоняли с помощью милиции, более того, их всё чаще стали показывать по телевидению. Аудитория Жанны увеличилась многократно, многократно же выросла её слава. В конце 1980-х Жанна, как всякая оригинальная творческая личность, отправилась в творческий поиск. Она работала в Театре Аллы Пугачёвой, выпускала сольные альбомы, в которых пыталась изобразить нечто среднее между отечественной и западной музыкой, выступала в телевизионных программах.
Самым кардинальным шагом певицы в поисках новых творческих ощущений стал отъезд в 1991 году в США, где она первые два года исполняла песни в ресторане «Чёрное море». Но талант, как известно, в тесные рамки не загонишь, и из-за разногласий с владельцами ресторана (которых не устраивали слишком свободные импровизации исполнительницы) Агузарова отправилась в свободное американское плавание. Поскитавшись по американским просторам и, видимо, поняв свою связь с родиной, в 1996 году Агузарова вернулась в Россию. Вернулась вовремя - там как раз была готова благоприятная музыкальная площадка в виде тура в поддержку Ельцина «Голосуй, а то проиграешь». Жанна приняла в нём участие, затем начала выпускать римейки своих (совместных с «Браво») хитов, участвовать в концертах и фестивалях в качестве «приглашённой звезды».
Одновременно с этим Жанна Хасановна привнесла в российский шоу-бизнес, державшийся в то время на типажах вроде Влада Сташевского и Алёны Апиной, тот эпатаж и ту неординарность, по которой успели соскучиться. А попробуйте соскучиться, если перед вами человек, который обладает уникальным голосом, при этом одевается в наряды, которые заняли бы достойное место на картинах Дали, и утверждает о своей связи с марсианами. Мы ведь страна особенная, нам недостаточно, чтобы у нас была банальная «бабушка рока» вроде Уитни Хьюстон, нам нужна инопланетянка. Так что спасибо явлению под именем «Жанна Агузарова», что это явление существует - без него было бы гораздо скучнее.
Александр Бабицкий