Обычно гениями принято называть людей, которые жили и творили в прошлом. Раздаривать эпитеты «гениальный» и «выдающийся» современникам как-то не принято – то ли из-за скупости на подобного рода комплименты , то ли из робости признавать, что и мы можем жить в одно время и наблюдать за одними и теми же событиями с великими людьми. Но всё-таки встречаются в той или иной сфере искусства, науки, спорта люди, гениальность которых нельзя не признавать. И певица, композитор, поэт Земфира как раз из числа таких людей.
Между музыкой и баскетболом
Земфира Талгатовна Рамазанова родилась 26 августа 1976 года в Уфе в татаро-башкирской интеллигентной семье. Её отец работал учителем истории, мама трудилась по медицинской части. Музыкальные таланты у девочки проявились в раннем детстве, благодаря чему уже с пяти лет она училась в музыкальной школе по классу фортепиано, а в семилетнем возрасте сочинила свою первую песню, первыми слушателями были родители и их коллеги по работе. Вообще Земфира едва ли не с колыбели была сколь разносторонне одарённым и любопытным ребёнком, столь и азартной, стремящейся к лидерству и к максимальному результату во всём и всегда. Так сложилось, что в школе она одновременно посещала семь различных кружков и секций, основными из которых была всё та же музыкальная школа и баскетбольная секция. Сосредоточившись на этих двух направлениях, девочка достигла немалых результатов – стала капитаном юниорской женской сборной страны по баскетболу и окончила музыкальную школу с красным дипломом. Правда, к тому времени Земфире уже откровенно наскучили занятия классической музыкой – сыграли свою роль и монотонность традиционного музыкального образования, и тот факт, что благодаря старшему брату у девушки появился интерес к рок-музыке: первыми «зацепившими» её исполнителями стали группы Black Sabbath и Queen. А уже потом в её жизнь всерьёз вошёл отечественный рок, репертуар самых маститых представителей которого она исполняла с друзьями на улицах Уфы.
Момент окончания общеобразовательной школы, в которой Земфира, кстати, была отличницей, совпал с тем моментом, когда ей надоели её прежние занятия. Она бросила занятия баскетболом и сдала выпускные экзамены в «музыкалке» с чётким представлением, что «этим» заниматься больше не будет. Ей приходили в голову мысли поступать на филологический факультет, но бывшая классная руководительница, знающая о её музыкальных способностях, уговорила девушку повременить с таким шагом. И это оказалось судьбоносным ходом – вскоре Земфира в прямом смысле слова от нечего делать сдала экзамены в музыкальное училище, куда её приняли сразу на второй курс отделения эстрадного вокала. Кстати говоря, очень скоро начинающей певице наскучила и эта учёба, но она её всё-таки не бросила.
Дорога к славе
Жизнь студентки музыкального училища в российской провинции середины 1990-х годов можно назвать какой угодно, но только не комфортной в финансовом отношении. Поэтому Земфире приходилось зарабатывать и делать это своими вокальными данными, в течение четырёх лет она пела в ресторанах города Уфы. В конце концов, несмотря на довольно приличные по местным меркам деньги, это занятие ей надоело до невозможности, и она устроилась на гораздо меньшую зарплату на уфимское отделение радиостанции «Европа плюс» на должность звукоинженера. В её творческом развитии этот шаг имеет большое значение по той причине, что именно там она более или менее профессионально освоила звуковую аппаратуру и научилась записывать песни на компьютере. Именно этим, сочинением собственных песен (среди первых были «Синоптик», «Снег», «Почему») она и занялась с помощью того же компьютера и знакомых по училищу друзей-музыкантов. В результате такой сумбурной музыкальной деятельности за 1996-1997 годы в личной фонотеке Земфиры скопилось около трех десятков песен. Робкие попытки певицы как-то продвинуть своё творчество в Уфе и в Москве ни к чему не привели и в итоге, как это часто и бывает с талантливыми людьми, всё решил случай. В 1998 году она на несколько дней отправилась в гости в Москву, где и дала послушать подруге свои песни, записанные на компакт-диске. Той они очень понравились, песни были переписаны на кассету и уже после отъезда Земфиры домой были через «знакомых знакомых» представлены для ознакомления Леониду Бурлакову, продюсеру тогда уже знаменитой группы «Мумий Тролль». Бурлакову песни понравились, он позвонил Рамазановой в Уфу и той пришлось занимать денег на билет, чтобы вернуться в Москву. Там после совместных обсуждений было решено записывать настоящий студийный альбом Земфиры. Запись началась осенью 1998 года на студии группы «Мумий Тролль», а вначале 99-го альбом из 14 композиций был уже готов. Весной началась ротация отдельных песен («Аривидерчи», «Ракеты», «СПИД») на радиостанциях. Так что к 10 мая 1999 года, когда альбом «Земфира» был официально выпущен в продажу, имя Земфиры было уже на слуху у миллионов российских любителей музыки.
С первых же песен всем, и рядовым слушателям и специалистам, стало очевидно: в отечественной музыке не просто новый исполнитель, а новое явление. Песни с удивительно «не нашим» звучанием и яркими запоминающимися текстами сразу стали культовыми. Дальнейшие альбомы Земфиры – «Прости меня моя любовь» (2000), «Четырнадцать недель тишины» (2002), «Вендетта» (2005), «Спасибо» (2007) – лишь утвердили то мнение, что эта певица, композитор и поэт стоит особняком в современной российской музыке и в будущем, безусловно, будет рассматриваться отдельно. Ведь просто так гениями не называют…
Александр Бабицкий