Если бы на российском телевидении проводился конкурс "Леди Улыбка", его бы из года в год выигрывала одна и та же женщина. Ее улыбку вспомнишь сразу же, никаких усилий для этого не потребуется. Ангелину Вовк невозможно представить хмурой, сердитой, угрюмо сдвинувшей брови - ее экранный образ врезался в память, что невольно отказываешь леди в праве быть обычной женщиной со всеми нашими настроениями и переживаниями.
Леди Совершенство
А голос! Такой голос не может быть у человеческого существа - в нем все идеально, тембр, интонации, теплота, какие-то обертона, от которых, кажется, может исчезнуть любая депрессия . Сирены, как известно, завораживали своим пением, а попробовали бы они сделать то же самое лишь разговором! Ей нередко приходится произносить не самый удачный текст, написанный другими людьми. И ты слышишь, вроде бы слова, машинально отмечая авторские огрехи, но произносит-то их она... И не так уже все плохо, не так важно - кто их помнит слова? Помнят ее голос, ее улыбку, ее очарование.
Мужчины всю жизнь сходили от нее с ума, ей приписывались немыслимые романы с немыслимым числом жертв ее красоты, о ее нарядах ходили легенды. Рядом ходили зависть, злость и прочие "приложения", полагающиеся человеку, владеющему каким-то особым даром. Но тех, кто любил Ангелину Вовк, всегда было больше. Она притягивает, как магнит, людей талантливых, ярких, умных, которым есть чем заполнить свое сердце, кроме зависти. Не даром к ней давным-давно проникся особой нежностью "большой постирушник" Андрей Малахов. Не случайно для всех новеньких дикторов и ведущих она становилась неким эталоном, образцом для подражания.
"Из моих коллег я сразу полюбила Ангелину Вовк, - призналась в одном из интервью Татьяна Веденеева. - Ее женственность, обаяние, естественность мне казались недостижимым идеалом".
Не успев (по возрасту!) постоять у истоков советского телевидения, как Валентина Леонтьева, Анна Шилова, она, придя на ЦТ много позже, незаметно стала таким же незыблемым его элементом, "столпом" если хотите.
Евгений Меньшов, второй бессменный ведущий фестиваля "Песня года", вспоминает:
- Мне сказали: "Второй ведущей будет Ангелина Вовк, это дело решенное". Но я тут задрожал как осиновый лист. Потому что не только я, вся страна любила Ангелину Вовк. Было очень волнительно: как я буду с ней выглядеть, как я могу быть с ней рядом? С ней, любимицей миллионов телезрителей, начиная с самых маленьких детишек, и кончая взрослыми людьми? Все обожали Ангелину Вовк. И обожают...
Сейчас, накануне приезда "Песни года-2002" в Израиль, спустя почти тринадцать лет после того, как Ангелина Вовк в 1970 году впервые появилась в этой программе, кажется странным, что поначалу ей предпочли других ведущих, несмотря на особое мнение авторов.
- "Родителями" фестиваля "Песня года" были Виктор Черкасов и Виктор Меровский, - рассказывает Ангелина Вовк. - Блестящие музыканты, они были из той мощной когорты, что в те годы работала на телевидении. Авторы видели меня в роли ведущей. Я начала репетировать, готовиться к записи. Но поскольку я в то время всего два года работал на телевидении, руководство решило доверить новую программу более опытным ведущим. Долгие годы ее вели Валентина Леонтьева, Анна Шилова, Игорь Кириллов. Иногда их кто-то замещал, в том числе и я. Постоянной ведущей я стала только в 1988 году. В памяти у меня не осталось ничего о том дне, когда я впервые выступила в этом качестве. Это был рабочий момент, видимо, поэтому".
В советское время никто не думал о деньгах, поэтому каждую передачу готовили долго -
неделю. За все платило государство. Тогда долго работали над каждым выступлением, искали всевозможные ходы, чтобы выгодно подать песню и исполнителя при этом не обезличить. Снимали программу в концертной студии Останкино.
- Жаль, что сейчас пришлось отказаться от этого помещения, - говорит Ангелина Вовк. - Там сохранялись традиции, у студии был свой характер. Но дело в том, что изначально это место предназначалось под конференц-зал, и техническим службам там трудно функционировать. Поэтому сейчас "Песню года снимают в концертном зале гостиницы "Космос". Он очень красивый, уютный, но... Я иногда прихожу в старую студию, где я провела столько концертов, она такая... грустная.
В 1990 году над передачей нависла угроза закрытия. Виктор Черкасов тяжело заболел, программа осиротела... Ее уже убрали из сетки вещания, а освободившееся место решили занять "Хит-парадом Останкино".
- Я стала сопротивляться, ходила по кабинетам, отстаивала, - вспоминает Ангелина Михайловна. - Куда бы ни приходила, все говорили о том, как любят "Песню года", но ничего больше. Передачу вернули в эфир лишь благодаря тогдашнему руководителю Егору Яковлеву. А "Хит-парад Останкино", снимавшийся параллельно, так и не прижился. Игорь Крутой немало сделал для того, чтобы "Песня года" выжила. Он всегда говорит: "Лина и Женя - лицо фестиваля".
Трудно возразить. Без их участия это будет уже другая программа. У большинства телезрителей эта программа связана с именами Ангелины Вовк и Евгения Меньшова. Поэтому конкуренции они не боятся.
- Чтобы быть нашими конкурентами, надо пройти суровую школу телевидения и жизни, надо много испытать и пропустить через свое сердце. Мы с Евгением Меньшовым, говоря спортивным языком, в другой весовой категории.
Она никогда не показывает на сцене своего отношения к исполнителям. Не имеет значения - нравятся ей их песни или нет.
- Я должна их представить достойно, - таково мнение Ангелины Вовк. - Для исполнителей очень важно петь в "Песне года: участвуешь - значит, чего-то стоишь. Это своего рода российский музыкальный олимп. К сожалению, немало талантливых ребят на фестиваль не попадают.