История джинсовой империи
История джинсовой одежды, которая давно получила статус интернациональной, насчитывает более двухсот лет. Ее носят мужчины и женщины, богатые и бедные, молодежь и люди зрелого возраста. Джинсы называют самой демократичной одеждой потому, что они доступны любому человеку, вне зависимости от его социального статуса и материального положения. «Синяя волна» когда-то сначала захлестнула Америку, где джинсовая одежда едва ли не стала национальной, а затем докатилась и до самых консервативных стран.
Рождение джинсовой одежды как таковой связывают с 1853 годом. Именно тогда, как гласит легенда, молодой еврей Лейба Штраусс, ставший потом звездой модной индустрии Леви Страуссом, остался после смерти отца без крыши над головой и без средств к существованию. Все, что было у него в распоряжении, - это кусок парусины. Имея некоторые навыки в области шитья, Лейба начал ездить по ближайшим золотым приискам и предлагать всем свои услуги по пошиву палаток. «Палатка мне не нужна, а вот от добротных штанов я бы не отказался», - сказал ему один рабочий. И тогда Лейбу, то есть Леви, осенила гениальная идея – он предложил случайному знакомому обзавестись штанами из грубоватой, но крепкой парусины.
Довольный заказчик привел к будущему магнату джинсовой индустрии в качестве новых клиентов чуть ли не всех своих товарищей по цеху. А затем во всю мощь заработало сарафанное радио, и уже через год Страусс стал владельцем собственной швейной мастерской в Сан-Франциско.
Как появился Levis
Фирменный цвет индиго для своих изделий Леви тоже придумал сам. Он оказался неплохим коммерсантом и быстро смекнул, что экономически выгоднее шить брюки не из парусины, а из более дешевой синей саржи, которую привозили из французского города Нима. Так возникло название «деним», что в переводе с французского означает «из Нима».
Впоследствии у Страусса появился компаньон по имени Джейкоб Девис – изобретатель знаменитых металлических заклепок. Вместе они стали с энтузиазмом развивать империю Levi Strauss & Co, однажды для краткости решительно переименованную в Levis.
Говорят, у джинсов три родины. Первая – Америка, вторая – Франция, а третья – Италия. Тюки с денимом в США везли из порта Генуя, и клеймо на огромных упаковках работники компании Страусса и Дэвиса читали на местный лад: вместо «Genoese» они произносили «Jeans». Самому Страуссу это словечко совершенно не нравилось.
Джинсовые метаморфозы
Второе рождение концепция джинсовой одежды пережила в XX веке: из денима стали шить буквально все и для всех. Такие мировые бренды, как Wrangler, Ralph Lauren, Mustang, Lee, Blue Bell, Pepe Jeans, Dallas и другие джинсовые «профи» начали шить из универсальной ткани все подряд: брюки, комбинезоны, куртки, жилеты, юбки, платья, сарафаны, рубашки, пиджаки, головные уборы и так далее. Появилась текстильная обувь из денима, да и сам он претерпел значительные изменения. Цвет индиго перестал быть определяющим, его потеснили самые невероятные оттенки: от ослепительных и «кислотных» до нежных и пастельных. Отдельную страницу в истории джинсовой одежды следовало бы посвятить хиту девяностых - вареному дениму.
Авторитетные кутюрье неоднократно состязались в умении делать из демократичной джинсовки вещи класса люкс. Высокими ценами всегда отличалась джинсовая одежда из коллекций Dolce & Gabbana и Armani. В книге рекордов Гиннеса увековечено достижение итальянского модного дома Gucci – рваные джинсы с перьями, блестками и аппликациями, проданные за 3 134 доллара. Но этот рекорд вскоре был побит другими брендами: в 2009 году Escada представила джинсы, щедро расшитые кристаллами Swarovski, оцененные модными экспертами в десять тысяч долларов. Но последнее слово было все-таки за первопроходцем джинсового жанра: компания Levis приобрела на аукционе e-Bay брюки собственного производства, сшитые в восьмидесятые годы XIX века. Они не отличались никаким внешними изысками, но, тем не менее, их окончательная стоимость составила более сорока шести с половиной тысяч долларов.
Чувство стиля
Как бы именитые кутюрье ни старались превратить джинсовую одежду в оплот гламура , не стоит забывать о том, что исторически она возникла как одежда для рабочих. Если наряды из денима отвечают критериям практичности и удобства, то это еще не значит, что с тем же успехом они могут отвечать критериям эстетики. Вечерние платья из джинсовки, переливающиеся стразами, - это уже явный перебор. Точно так же, наверное, можно было бы навести лоск на обычный «Запорожец» и выдавать его за супермашину.
Несмотря на то, что джинсовая одежда универсальна и отлично сочетается с вещами из разных материалов, знатоки стиля не рекомендуют делать из нее фетиш. Привлекательно и стильно выглядит лишь тот человек, который каждый раз находит для своего образа что-нибудь неожиданное. А деним изо дня в день, пусть и в разных вариациях – довольно скучная концепция. Здесь уже нужно говорить не о стиле, а о диагнозе.