История и современность
С древних времен свадьба означала смену статуса, переход от детства к взрослой жизни. Большая часть современных западных свадебных традиций, в том числе и той их части, которая касается нарядов, происходит из древнего Рима. В античную эпоху на церемонию бракосочетания невеста надевала белые одежды, как дань Гименею, богу брака. В латинском языке женская форма глагола nubo - выходить замуж, буквально означает «я покрываю себя вуалью». Частью свадебного наряда была вуаль - квадратной формы, прозрачная, закрывавшая лицо. Она была огненного цвета, как и обувь невесты. На голове невесты также был венок из ароматных цветов. Платьем служила белая туника, а вокруг пояса завязывался «узел Геркулеса», отгонявший злых духов. Первой задачей жениха в брачную ночь было развязать этот узел.
Средневековье: аристократия и крестьяне
В средние века свадьбы среди аристократов обычно устраивали по политическим и коммерческим соображениям. Неудивительно, что и платье невесты на таких свадьбах должно было отражать благосостояние ее семьи, поэтому новобрачных наряжали в дорогие ткани ярких цветов, меха, бархат и шелк - словом, во всем, что могли позволить себе родители.
Крестьянские невесты старались по возможности копировать свадебные платья аристократок, и тоже использовали цветные ткани - преимущественно зеленые и голубые.
В четырнадцатом веке традиционным свадебным нарядом было плотно прилегающее к телу платье со шнуровкой сзади или спереди, длинными узкими рукавами, глубоким вырезом спереди, под которым было видно нижнее платье, и шлейфом. Платья самых богатых невест шили из парчи; их носили с золотым поясом, инкрустированным драгоценными камнями. На невесте также было кольцо, символизировавшее верность обету и вечную любовь, брошь - как знак непорочности, и гирлянда цветов в распущенных волосах - символ добродетельности.
Королевские традиции
Хотя белое свадебное платье стало традиционным атрибутом невесты сравнительно недавно, белый цвет уже много веков назад иногда появлялся на королевских свадьбах. Дочь английского короля Генриха IV, принцесса Филиппа, в 1406 году вышла замуж в тунике и мантии из белого атласа, отделанном бархатом и мехом горностая. В 1499 году Анна Бретонская тоже вышла замуж в белом платье, а Маргарита де Валуа на своей свадьбе в 1527 году была в белом горностаевом наряде и голубой мантии со шлейфом длиной 1.5 метра. Когда в 1613 выходила замуж Елизавета Стюарт, она и подружки невесты были в нарядах из белой и серебристой ткани, с серебристым кружевом. Платье будущей королевы Богемии со шлейфом в серебристых кружевах и рукавами, украшенными бриллиантами, обошлось ее отцу, Якову I, в целое состояние. Она шла к алтарю с распущенными волосами и с золотой короной на голове.
Королева Виктория и белое платье
Королева Виктория вышла замуж за принца Альберта Саксен-Кобург-Готского в 1840 году. На невесте было довольно простое (по королевским меркам) платье из белого атласа и венке из цветов апельсинового дерева, с фатой длиной 2,5 метра, которую королева несла, перебросив через руку. Официальная свадебная фотография была напечатана большим тиражом и разошлась по всему миру, и белый цвет почти мгновенно обрел широкую популярность среди невест из высших слоев общества. Две дочери Виктории также вышли замуж в белых платьях и венках из цветков апельсинового дерева.
До начала правления королевы Виктории (которое длилось с 1837 по 1901 год) большинство европейских невест выбирали цветные свадебные платья - в том числе, кремовые и цвета слоновой кости. Как правило, дизайн платьев был достаточно прост, с минимумом украшений. Часто фата была наиболее сложной и изысканной частью свадебного наряда. Символом чистоты считался голубой цвет, поэтому многие женщины выходили замуж именно в голубых платьях. После свадьбы королевы Виктории предпочтения изменились, и уже в 1880 годах большинство невест покупали к свадьбе белые или кремовые платья - теперь белый цвет связывали с чистотой и непорочностью. Несколько позже белое платье стало символизировать именно девственность невесты.
Однако для представительниц рабочего класса покупать белое платье, которое можно надеть только один раз в жизни, было непозволительной роскошью, поэтому многие из них по-прежнему выходили замуж в голубых, светло-зеленых, и даже черных платьях (как правило, черное платье надевала невеста, выходившая замуж за вдовца).
Шляпки или вуали невесты обычно выбирали в соответствии с модой. Только в 1860-х годах в Европе появилась традиция надевать на свадьбу вуаль, закрывающую лицо.
Индустриальная революция
С началом индустриальной эволюции возможности производства различных товаров, в том числе - тканей, значительно увеличились. Появились крупные магазины, в которых был представлен довольно обширный ассортимент тканей и платьев. В результате увеличения предложения цены начали снижаться, и вскоре белое свадебное платье перестало быть роскошью, доступной только самым богатым.
Начало 20 века: 1901-1939 год
Эдвардианская эпоха внесла в свадебную моду значительную долю экстравагантности. Свадебные платья начали обильно украшать кружевом и жемчугом, иногда - перьями. Так продолжалось до Первой мировой войны, когда мода стала упрощаться, отражая меняющуюся роль женщины в обществе. Подолы стали подниматься все выше, исчезли корсеты - и это коснулось, в том числе, и свадебных платьев. Гламурные вечерние платья, в которых кинозвезды появлялись на экранах, тоже оказали влияние на свадебную моду.
Во время Великой депрессии невесты часто надевали на свадьбы свои лучшие платья, поскольку тратиться на специальное платье для торжества на тот момент было неразумно. Невесты, которые все-таки покупали белые платья, после свадьбы нередко красили их, оставляя белыми только манжеты и воротник.
Грейс Келли и князь Ренье
В 1956 году свадьбу Грейс Келли и князя Монако Ренье смотрели тридцать миллионов телезрителей. На невесте было платье с высокой горловиной, длинными рукавами, плотно прилегающей к телу верхней частью, и пышкой юбкой из шелковой тафты и газа, тюля и кружева. Голову невесты украшал жемчуг, цветы апельсинового дерева и длинная фата из тюля. Как и королева Виктория, принцесса Грейс создала тренд, который диктовал правила свадебной моды в течение следующих десятилетий - пышные белые платья снова стали актуальными.
Однако примерно в это же время в моду вошли довольно простые, менее формальные свадебные платья. Замуж все чаще выходили не в церквях, а на природе и под открытым небом, венки из ромашек заменили вуали, пары нередко сами сочиняли клятвы, которые приносили у алтаря.
Принцесса Диана и принц Чарльз
В 1982 году состоялась еще одна сказочная королевская свадьба. На принцессе Диане было пышное платье в викторианском стиле - с пышными рукавами и широкой юбкой из тафты цвета слоновой кости. В течение некоторого времени подобные фасоны обрели популярность, однако в девяностые годы мода снова вернулась к больше простоте и практичности.
Невеста 21 века
В двадцать первом веке невесты могут одеваться во что угодно - от изысканных дизайнерских платьев до неформальных нарядов. Самым популярным цветом для свадебных платьев по-прежнему остается белый, однако широкого распространены эксперименты с цветами. Белое платье в большинстве стран уже давно не символизирует чистоту, и остается просто данью традиции. Хотя, судя по тому, какие успехи делает глобализация, вряд ли эта традиция будет доминировать долго. Что еще важнее - женщины двадцать первого века становятся все более независимыми, и выбирают свадебные наряды исключительно на свой вкус, так что сегодня к алтарю можно идти как в белом шелке , так и черной коже: никто не удивится и, уж точно, не станет осуждать.