Появление новых традиций и тенденций
Появление на свет, свадьба и похороны – самые главные события в жизни человека, подготовка к которым имеет не меньшее, а возможно, и даже большее значение, нежели их непосредственное проведение. Причем свадьба для многих из нас становится практически центральным событием в биографии. И не удивительно, что подвенечное платье, выбираемое с такой любовью и внутренним трепетом, является предметом особого внимания, способным превратить гадкого утенка в прекрасного лебедя.
Знаете ли вы, что современный обычай использовать свадебное платье всего лишь один раз в жизни – сравнительно недавняя европейская традиция, которая появилась на свет во времена королевы Виктории?
Развитие трендов
В Средние века почтенная дама могла продемонстрировать роскошный наряд, навестив своих многочисленных родственников. Этот обычай до сих пор достаточно популярен в Индии, где красное свадебное сари используется женщинами в торжественных случаях на протяжении всей жизни.
Впрочем, далеко не все обычаи утрачены безвозвратно. Часто мы принимаем ту или иную традицию, не задумываясь над ее подлинным значением. Так, обмен кольцами – это не только красивый ритуал, но и определенное финансовое обязательство, которое скрепляет брак лучше любых красивых слов. А фата невесты символизирует защиту от «злых духов», которые далеко не всегда благосклонно относились к молодецкой забаве наших далеких предков, похищавших будущих спутниц жизни. Кроме того, она помогала скрыть достоинства потенциальной супруги от посторонних глаз и таким образом обезопасить ее от новой попытки похищения.
Для англосаксонской традиции, которая стала доминирующей в современной свадебной культуре, характерно особое внимание к отдельным предметам туалета невесты, которое лучше всего объясняется следующей рифмой: «Что-то старое, что-то новое, что-то позаимствованное, что-то голубое». Наличие в свадебном гардеробе всех перечисленных вещей гарантировало долгую и счастливую семейную жизнь. Как правило, «что-то старое» преподносили родственники. Это могла быть античная камея или даже свадебный наряд из сундука любимой бабушки. Новое как символ будущего могли олицетворять платье, фата, жемчужное ожерелье, букет искусственных цветов или же новая монетка, заботливо положенная в туфельку невесты. Заимствованная вещь могла быть брошью будущей свекрови или же шелковым платком гордого отца семейства, который наконец-то мог не волноваться за судьбу своей дочери.
Четвертым элементом праздничного костюма был голубой цвет, олицетворявший верность, любовь и большое состояние. Отметим, что белый отнюдь не всегда являлся доминирующим свадебным цветом. В Средние века предпочтение отдавалось ярким оттенкам. Особенно популярны были вариации красного, голубой и серый. Белый, хотя и олицетворял девственную чистоту невесты, считался крайне непрактичным и часто заменялся голубым, который был символом непорочной Девы Марии.
Не меньшей любовью пользовался и розовый цвет, по поводу которого, впрочем, существовало и некоторое предубеждение. «Если выйдешь замуж в розовом, твое состояние утонет», - твердили суеверные англичане. Пожалуй, самым непопулярным свадебным оттенком был зеленый, по поверью привлекавший гномов и других сказочных существ, которые далеко не всегда были доброжелательно настроены к людям. Коричневый и бежевый считались деревенскими цветами, которые носили самые низшие социальные слои. Впрочем, сами представительницы «простонародья» в главный день своей жизни зачастую отдавали предпочтение почтенному серому цвету . Впоследствии такой наряд вполне можно было использовать по воскресеньям, когда деревенские кумушки собирались посплетничать в местной церкви.
В 1840 году королева Виктория вышла замуж за принца Альберта, навсегда изменив представления европейцев о свадебном наряде. Дамы из высшего света отдали свои сердца ослепительному белому платью, выражая тем самым верноподданические чувства Ее Величеству. Кстати, в те времена белый цвет ассоциировался не столько с непорочностью невесты, сколько с богатством. Ведь экстравагантный белый наряд можно было одеть всего лишь раз в жизни, а это означало, что дама может себе позволить приобрести роскошное платье, которое она не сможет больше использовать ни в каких других обстоятельствах. Черта между богатством и бедностью пролегла и через свадебные традиции, что стало особенно заметно с появлением стиля от кутюр, создатели которого уделяли особое внимание гардеробу невесты.
В начале двадцатого века великая мадемуазель Коко Шанель произвела новую революцию в свадебной стилистике, представив публике экстравагантное подвенечное платье до колен с роскошным шлейфом. Вторая Мировая Война ненадолго прервала бурное развитие кутюрного направления в свадебной моде, заставив потенциальных невест надеть строгие костюмы в стиле «милитари», однако вторая половина двадцатого века стала поистине «золотым веком» в истории подвенечного платья, которое вновь обрело не только утерянные в викторианскую эпоху цвета, но и стало более комфортным.
Современность
Двадцатый век не только придал аромат экстравагантности платью невесты, но и навсегда изменил основную традицию: отныне не родители девушки, а она сама могла выбирать самый главный наряд в своей жизни. И здесь на помощь юным невестам пришли настоящие профессионалы, превратившие свадебную моду в весьма прибыльный бизнес. Ну а потенциальным хранительницам домашнего очага отныне приходится полагаться не только на советы из глянцевых журналов, но и на собственный здравый смысл, ведь при покупке свадебного наряда необходимо учесть не только стоимость самого платья, но и сопутствующих аксессуаров (туфли, фата, нижнее белье, украшения), а также принять во внимание работу портного, которому наверняка придется подгонять туалет вашей мечты по фигуре.
Ведущей тенденцией последних десятилетий стал стремительно увеличивающийся возраст невест. Все большее количество женщин, вступающих в брак, предпочитает неформальный стиль, часто ограничиваясь платьем для коктейлей или же брючным костюмом . Ну а молодая красавица в белой фате с небольшим животиком уже не вызывает ни былого удивления, ни тем более осуждения. Более того, от нее больше не требуется скрывать свое «интересное положение» или же отказаться от роскошного белого платья, которое так удачно подчеркивает округлившиеся формы.
Для тех же, кто предпочитает обзаводиться потомством после свадьбы, модные дизайнеры предлагают самую разнообразные стилистические решения, в которых преобладают минимализм и классические линии (Джорджо Армани), маленькие рюши, украшающие тесно облегающее фигуру платье (Карл Лагерфельд для Шанель), струящиеся женственные линии, пышные шелковые юбки и открытые корсажи, обнажающие плечи (Эли Сааб), многослойный тюль и ретро-стиль (Джон Гальяно для Кристиан Диор), а также стилизованные под «русскую старину» наряды, украшенные мехом и перьями (Жан Поль Готье).
Для невест, чьи финансовые возможности не позволяют рассчитывать на эксклюзивные модели от известных домов моды, к услугам целая армия модных специалистов, которая сходится в одном: свадебный стиль 2005 полон женственности и цвета. Отметим, что «цветная» мода стучалась в дверь свадебного гардероба на протяжении последних пяти лет, однако лишь в этом сезоне она, наконец, стала ведущей тенденцией. Вместе с голубым, пурпурным, сиреневым и даже ярко-красным цветом в свадебную моду проникли обнаженные плечи, короткие юбки, шлепанцы и даже купальные костюмы, которые вполне естественно смотрятся на экзотическом пляже, превратившемся в весьма популярное место для бракосочетаний.
Самым отчаянным представительницам «прекрасного пола» возможно придется по душе «этнический» стиль, который наверняка получит новый импульс после торжественного бракосочетания Элизабет Херли и ее индийского возлюбленного Аруна Найара. Английская супермодель решила удивить видавших виды соотечественников, заказав настоящее индийское сари у своей близкой подруги Донателлы Версаче.
Впрочем, если вам по душе более спокойный и сдержанный стиль, полистайте гламурные журналы с описанием свадьбы принца Чарльза и его давней возлюбленной Камиллы Паркер Боулз. Шифоновое платье и шелковое пальто с изысканной вышивкой, в котором появилась новая супруга наследника престола на гражданской церемонии, а также великолепный наряд в средневековом стиле, продемонстрированный во время религиозного обряда наверняка вызовут массу подражаний. Любопытно, что дизайнер Робинсон Валентин провел немало времени в музее королевы Виктории и принца Альберта, создавая ткани и узоры, которые могли бы удовлетворить запросам сиятельной заказчицы.
Какое платье вы не выбрали и какому бы стилю не отдали предпочтение, всегда помните, что свадебный наряд станет неотъемлемой частью вашей биографии, оставшись не только в свадебном альбоме, но и в воспоминаниях о том чудесном дне, когда почувствовали себя настоящей принцессой.
Инесса Хайдер
Статья опубликована в журнале "Мадам Фигаро"