Значение речи в жизни человека трудно переоценить. Без ее развития немыслимо развитие коммуникативных навыков. Ребенок учится говорить с первым месяцев жизни, но не всегда процесс обучения идет легко: в некоторых случаях малышу бывает сложно произносить какие-то слова или отдельные звуки. В такой ситуации на помощь приходит логопед – специалист, способный скорректировать речевые ошибки.
Логопедия
Логопедия – один из разделов коррекционной педагогики. Эта наука занимается нарушением речи, профилактикой и исправлением этих нарушений. Первые сведения о попытках исправить нарушения речи относятся к семнадцатому веку. Тогда логопедия относилась еще к сурдопедагогике, но уже во второй половину XIX века логопедия стала отдельной научной отраслью.
Поначалу логопеды связывали нарушения речи лишь со слабостью мускулатуры, поэтому логопедия была ближе к медицине, нежели к педагогике. Но современная логопедия находится, скорее, на стыке педагогики и медицины, она опирается не только на физиологию, но и на психологию и языкознание.
Нарушения речи
У дошкольников различные нарушения речи – не редкость. Дети еще только учатся говорить, и не все дается им легко. В то же время важно отличать временные трудности с произношением тех или иных слов от постоянных проблем, связанных с неспособностью говорить правильно.
Как правило, нарушения речи в детском возрасте поддаются коррекции – важно лишь вовремя обратиться к специалисту. Беспечность родителей, уверенных, что ребенок «перерастет» проблемы с речью, приводит к тому, что дефекты произношения становятся в дальнейшем причиной иных нарушений, например, дисграфии и дислексии. К сожалению, подобные нарушения речи с каждым годом становятся все более распространенными. Дисграфия – это неспособность овладеть письменной речью при нормальном развитии интеллекта. Дислексия – неспособность к чтению. Очевидно, что в наше время крайне сложно жить, не умея читать и писать, поэтому эти нарушения доставляют множество неудобств школьникам.
Даже обычная неспособность правильно говорить может принести ребенку немало проблем, если не скорректировать речь вовремя.
Неправильное произношение зачастую плохо сказывается на развитии коммуникативных навыков, снижает самооценку человека, мешает ему достичь тех или иных целей.
Специалисты отмечают, что нарушения речи на сегодняшний день встречаются несколько чаще, чем раньше. Причины таких нарушений достаточно многообразны. Это и заболевания или травмы матери ребенка в период беременности, и родовые травмы, и наследственные патологии, и нарушения строения речевого аппарата, и психологические травмы в первые годы жизни, и билингвальность в семье, и многое другое. Методы коррекции нарушений должны выбираться с учетом всех факторов, которые к нарушениям привели.
Когда обращаться к логопеду
Вопреки распространенному мнению, обращаться к логопеду нужно не перед школой, а как можно раньше. Некоторые проблемы (например, слишком короткую подъязычную уздечку) можно обнаружить в самом раннем возрасте. Чем раньше обнаружены дефекты, тем больше времени есть на их коррекцию, и тем выше шансы на успех.
Но в каких случаях следует обращаться к логопеду? Специалисты советуют внимательно прислушиваться к ребенку с первых месяцев его жизни. Если в два-три месяца младенец не лепечет – это уже веский повод посетить логопеда. Не обойтись без визита к специалисту и в том случае, если малыш не делает попыток выговаривать слова к году.
Современные дети обычно начинают говорить несколько позже, чем предыдущие поколения. Доподлинно неизвестно, с чем это связано.
Если раньше возрастом, когда дитя начинало говорить, считался год, то сейчас никого не удивляют полуторагодовалые малыши, которые не говорят. И все же, если ребенок к двум годам не говорит хотя бы самыми простыми фразами, необходимо посетить логопеда.
Обычно девочки быстрее овладевают речевыми навыками, чем мальчики. Большое значение имеет и то, как общаются с ребенком дома, достаточно ли с ним разговаривают, читают ли книги. Поскольку речь носит подражательный характер, она может развиваться неправильно, если родители или воспитатели ребенка говорят с ошибками. Если ребенка воспитывает, например, няня, которая плохо знает язык малыша, говорит с ошибками и с сильным акцентом, вряд ли речь ребенка будет развиваться так, как надо.
Полное формирование речи обычно происходит к пяти годам (плюс-минус полгода). К этому возрасту дети должны уметь правильно строить предложения и произносить все звуки четко и внятно. Если этого не происходит, лучше показать малыша логопеду.
Во многих детских садах (как частных, так и муниципальных) логопед осматривает малышей в обязательном порядке. Это помогает вовремя выявить нарушения развития речи и скорректировать их. При составлении индивидуального плана коррекции логопед обязательно учитывает уровень развития интеллекта ребенка, особенности его памяти и внимания.
После визита к специалисту
Занятия с логопедом бывают очень эффективны, но их, как правило, недостаточно. Специалист дает родителям список упражнений, которыми в обязательном порядке следует заниматься с ребенком каждую свободную минуту. Нерегулярные занятия бессмысленны: для устранения дефектов речи необходимы постоянные тренировки.
Не стоит думать, что если в дошкольном возрасте ребенка не показали логопеду, то исправить уже ничего нельзя. Конечно, чем старше человек, тем сложнее корректировать нарушения его речи, но невозможного тут ничего нет. Недаром к логопедам обращаются даже взрослые люди – например, те, кому хорошая дикция необходима для работы, или те, кто потерял речевые способности вследствие тяжелых травм или заболеваний. Занятия с логопедом позволяют решить проблемы с речью в любом возрасте.
Мария Быкова