Первый слог, первое слово, первое самостоятельно построенное предложение. Успехи малыша, знакомящегося с родной речью и обучающегося говорить, вызывают и умиление, и гордость. Но если – не получается, если ребёнок молчит, в то время как его сверстники радуют родителей множеством новых слов и быстро учатся сплетать из них целые рассказы? Как научить ребёнка говорить, и говорить правильно? Как обойтись без помощи логопеда и что для этого должны сделать сами родители?
Первый слог, первое слово, первое самостоятельно построенное предложение. Успехи малыша, знакомящегося с родной речью и обучающегося говорить, вызывают и умиление, и гордость. Но если – не получается, если ребёнок молчит, в то время как его сверстники радуют родителей множеством новых слов и быстро учатся сплетать из них целые рассказы? Как научить ребёнка говорить, и говорить правильно? Как обойтись без помощи логопеда и что для этого должны сделать сами родители?
Ребёнок и речь: от неосознанного к осознанному
Наиболее распространённой ошибкой многих родителей является абсолютная уверенность в том, что придёт время, и малыш научится говорить сам. Конечно, на существование имеет право каждое мнение, но в данном случае полагаться исключительно на возможности и таланты, дарованные ребёнку природой, категорически не рекомендуют ни практикующие психологи, ни педиатры, ни логопеды. Речь относится к наиболее важным элементам человеческого развития и общения. Овладение родной речью происходит лишь в том случае, если малыша обучают этому непростому умению, и обучают правильно, терпеливо и постоянно. Вопрос о том, как научить ребёнка говорить, должен в первую очередь возникнуть перед родителями малыша.
Начинать процесс обучения овладения речью следует ещё до рождения ребёнка, то есть в момент его внутриутробного развития. Уже с начала второго триместра беременности плод реагирует на свет и звук, поступающий извне. Следовательно, именно этот период и может считаться началом обучения – мама и папа разговаривают с ребёнком, читают вслух детские сказки и поют колыбельные, рассказывают о том, что происходит вокруг, и просто общаются с малышом. Ребёнок постепенно привыкает и к звукам их голосов, и к ласковой интонации, и к звучанию слов. Так происходит первичное (неосознанное) знакомство малыша с родной речью.
Вполне осознанным процесс обучения речи считается уже в период от рождения ребёнка до его полугодовалого возраста. В это время развитие малыша происходит наиболее быстро: увеличивается объём мозга, усиливается слух и обостряется зрение. Слыша голоса родителей, ребёнок концентрируется на их образах и пытается повторять произнесённые ими слова. Уже на третьем месяце жизни малыш вполне в состоянии сосредотачиваться на разговаривающих с ним родителях, активно воспроизводя многие из услышанных им звуков.
Как научить ребёнка говорить? Возраст: 6-12 месяцев
В возрасте от шести до двенадцати месяцев закладывается такой важнейший навык, как умение слушать и повторять услышанное. В этот период общение с родителями занимает большую часть бодрствования малыша. Разговаривая между собой, мама и папа должны понимать, что ребёнок может полностью концентрировать своё внимание на происходящем уже в течение десяти (и более) минут. Общение на повышенных тонах, громкие стуки и резкий тон должны быть категорически исключены.
Наиболее эффективным в процессе обучения речи в этот период становится воспроизведение коротких музыкальных сказок. Выбирая аудиозапись, родителям стоит обратить внимание на чёткость её звучания, красоту музыкального оформления и отсутствие резких перепадов тональности. Воспроизведение сказок лучше осуществлять пофрагментно, постепенно увеличивая длину звучания от трех до десяти минут. Многократно воспроизводя один и тот же отрывок сказки, папа и мама учат своего малыша не только слушать, но и повторять услышанные им звуки и слова.
Активно прислушиваясь, ребёнок со временем научиться узнавать и мелодию, и слова. Малыш поворачивает головку, ищет источник звука глазами, концентрируется на нём и пытается воспроизводить услышанное. И пусть детская речь ещё не совсем понятна, пусть многие слова искажаются до неузнаваемости – малыш старается изо всех сил. Помогая ему осваивать столь сложную для него науку, терпеливо повторяя одни и те же звуки, слова и фрагменты сказок, родители приучают ребёнка к активному слушанию. В результате этого процесса уже в годовалом возрасте ребёнок порадует папу и маму богатым (до 100 слов) словарным запасом.
Как научить ребёнка говорить правильно?
Уже к полуторагодовалому возрасту словарный запас малыша может превысить двести слов. Как правило, эти слова воспроизводятся ребёнком с некоторыми искажениями, чему виной неумение в полной мере владеть собственным речевым аппаратом. Особое затруднение дети испытывают с произнесением звуков «р», «ж», «к», «з», «л», «ш». Не всегда удаётся и правильное воспроизведение слов, включающих в себя несколько подряд идущих гласных. Чем же в данном случае малышу могут помочь родители, и как научить ребёнка говорить правильно?
- Пустышка – враг правильной речи. Данный факт подтверждён многочисленными исследованиями, проведёнными детскими докторами, преподавателями дошкольных учреждений и специалистами-логопедами. Пустышки способствуют развитию неправильного прикуса, что не только влияет на затруднение с артикуляцией, но и способствует задержке речевого развития в целом.
- Чтение – основа создания богатого словарного запаса. Сравнительный анализ развития детской речи показал: те малыши, родители которых не ленились по несколько раз в день читать сказки, стихи и короткие рассказы, имеют гораздо больший запас слов, чем дети, мамы и папы которых не утруждали себя столь хлопотным занятием.
- Правильная детская речь – следствие правильного произнесения слов родителями. От незнания либо в целях говорить с ребёнком на понятном ему языке многие родители допускают искажённое произнесение слов. Как результат – малыш усваивает именно такую форму слова, находясь в абсолютной уверенности, что папа и мама неправильно говорить не могут. Искажение слов – прерогатива ребёнка. Родители же должны использовать общепринятую, а не придуманную малышом, словоформу.
- Развитие мелкой моторики и овладение речью – процессы параллельные. Центр координации движения пальцев рук и речевой центр расположены настолько близко, что активное развитие одного влечёт за собой столь же активное развитие другого. Складывание пазлов и мозаики, завязывание шнурков и застёгивание пуговиц, рисование и использование таких предметов, как ручка и ложка, влияют на ускорение процессов овладения речью.
Проявляя терпение, находя время на чтение и развивающие игры, родители тем самым не только обучают малыша правильно говорить, но и обеспечивают своему ребёнку достойное место в окружающем его социуме.