Парчовые наряды – несомненный признак богатства и власти. И в сказках, и в реальности лишь самые знатные и богатые люди могли позволить себе роскошные наряды из парчи. Что же представляет собой эта драгоценная ткань, которая в прежние времена ценилась дороже золота?
Что такое парча?
Слово «парча» имеет персидское происхождение. Первоначально так называлась ткань на шелковой (реже хлопковой) основе, в составе которой использовались нити из драгоценных металлов. В древности металлические нити изготавливались из настоящего золота и серебра, позже на смену благородным металлам пришли различные сплавы, что позволило значительно снизить стоимость ткани и уменьшить ее вес. Тончайшие металлические ленточки обвивались вокруг хлопчатобумажной нити, и полученная гибкая и плотная блестящая мишура использовалась в качестве утка (а иногда, значительно реже, – основы) ткани. В результате получалось очень декоративное плотное и тяжелое полотно с металлическим блеском, которое использовалось для изготовления одежды священнослужителей и знати.
В зависимости от некоторых особенностей состава и производства парча имеет множество разновидностей. Сотканная из металлических нитей ткань имеет различные названия: баберек, мор, глазет, алтабас, брокат и другие.
Происхождение и история парчи
Поскольку парча является тканью на шелковой основе, нет ничего удивительного, что зародилась она там же, где началось производство шелковых тканей – в Китае. Во времена династии Сун уже ткали парчу (960-1279 гг.н.э.). Для изготовления одежды китайских императоров использовалась самая лучшая парча – «юнь», производство которой было необычайно трудоемким. Для изготовления этой парчи использовался самый лучший шелк, золото, серебро, драгоценные камни и множество перьев различных видов птиц. Времени на производство нарядов уходило немало – до тринадцати лет на одно императорское платье – но результат потрясал воображение.
Появившаяся в Поднебесной в начале нашей эры драгоценная ткань вскоре стала известна в странах Малой Азии. В Персии и Сирии искусство производства парчи достигло больших высот: благодаря тончайшей работе мастеров изысканные парчовые ткани отличались богатством расцветок и роскошным оформлением.
В Индии парча стала популярна благодаря предприимчивым китайским беженцам, организовавшим производство уникальной ткани. Индийская парча называется «кинхаб» и отличается нежными цветочными узорами из металлических нитей на шелковой основе. По преданиям, в индийскую парчу, ослепляющую ярчайшими оттенками красного, синего и золотого, были завернуты останки Будды.
Поскольку парчовые наряды были особенно востребованы духовенством, производство драгоценных тканей располагалось, как правило, в городах, которые находились поблизости от культовых религиозных центров.
Впрочем, не только священнослужители щеголяли в парчовых одеждах. Дорогая ткань пришлась по вкусу и членам королевских семей в Европе, куда мода на парчу пришла из Византии. Парча, произведенная в Византийской империи для европейских королевских дворов, украшалась богатой вышивкой, самоцветами и золотом. Разумеется, такая ткань не могла стоить дешево – она ценилась выше драгоценных металлов и мехов и была доступна лишь самым богатым людям. Византийские мастера тщательно хранили секрет изготовления парчи и строго карали тех, кто пытался его выведать. Но, хотя раскрытие секретов производства парчи в Византии было равносильно государственной измене , со временем парчу научились ткать во всем мире. В средние века секретами ткачества парчи уже владели не только византийские, но и сицилийские, итальянские, французские и испанские мастера.
В конце шестнадцатого века парчу пытались производить и в России, однако русская парча не стала столь же знаменитой, сколь персидская или византийская. Впрочем, это не мешало русским аристократкам красоваться на официальных приемах в парчовых платьях даже в XIX веке, когда сияющая ткань стала уже менее популярной во всем мире.
По мере распространения парчи и изменения технологии ее производства, цена на эту ткань уменьшалась. Уже в конце восемнадцатого века парча применялась не только для изготовления нарядов для духовенства и знати, но и при производстве обуви и жилетов. Позже ткань стали использовать для декорирования дома, например, в качестве обивочного материала или занавесей.
XX век внес свои коррективы в производство парчи. Новые технологии и материалы помогли значительно упростить и удешевить производство. Современная парча значительно легче по весу и удобнее в носке, да и стоимость ее куда меньше, чем у драгоценной ткани-предшественницы. Тем не менее, современные варианты классической парчи со стороны выглядят не менее шикарно, чем ткань, которая в былые времена использовалась для изготовления королевских облачений.
Парча в современной моде
Восхитительная ткань с тысячелетней историей популярна и в современном мире, причем теперь роскошные наряды из парчи могут себе позволить не только особы королевской крови. Драгоценный блеск парчи подходит для эксклюзивных вечерних нарядов, из этой ткани шьют свадебные платья, ее используют для изготовления самых изысканных аксессуаров.
Теперь роскошные наряды из парчи могут себе позволить не только особы королевской крови. Драгоценный блеск парчи подходит для эксклюзивных вечерних нарядов, из этой ткани шьют свадебные платья, ее используют для изготовления самых изысканных аксессуаров. Современная парча доступна, она хорошо держит форму, прекрасно драпируется и практически не мнется. Для торжественных случаев наряды из парчи незаменимы, но использование этой ткани требует особой осторожности. Для того чтобы носить такую откровенно роскошную ткань и не выглядеть вульгарно, следует обладать тонким вкусом и, конечно же, прислушиваться к советам модных дизайнеров, выбирая фасон и комбинируя парчу с другими тканями. Правильное использование сияющей парчи позволяет подчеркнуть торжественность момента и создать незабываемый образ, ведь каждая женщина в парчовом туалете становится немножечко королевой.