Никакое веселье не может продолжаться вечно, изобилие сменяется дефицитом, богатство нередко уступает место бедности. Хорошей иллюстрацией этой аксиомы могут послужить 40-е годы двадцатого века: после «ревущих двадцатых» и женственных тридцатых, когда мода начала раскрываться по-новому, наступила война, и все изменилось, потребности в красоте и украшении образа отошли на второй план. Но именно недостаток чаще всего рождает творчество, результаты которого входят в историю. Так случилось и с модой 40-х годов.
Переход от тридцатых
Тридцатые годы в моде ассоциируются с Золотым веком Голливуда и его недвусмысленной роскошью и гламуром . Это эпоха развития кинематографа, когда были вручены первые «Оскары», появились первые телевизоры, и обычные женщины, которые раньше могли смотреть лишь друг на друга, теперь восхищались образами кинозвезд. Кто мог, брал пример с голливудских знаменитостей, стараясь даже простые платья декорировать подручными элементами – пуговицами, жабо, оборками, бантами. Это была эпоха расцветающей женственности, которая освободилась от корсетов, дав прекрасному полу вдохнуть полной грудью. Но в 1939 году началась война, и модный пыл был сурово охлажден.
Промышленность начала работать на обеспечение фронта всем необходимым, ни о каких шелках и рюшах больше не могло быть и речи. Да и для кого украшать себя, если мужчины были призваны на войну, а на плечи женщин легли заботы более серьезные, чем продумывание вечернего наряда или подбор модной сумочки под новое платье. По обе стороны Атлантики наступили тяжелые времена, но у женщин в любую эпоху действовало одно правило, которое подстегивало трудиться над своей внешностью: чем хуже времена, тем лучше нужно выглядеть. Именно так было в сороковые.
Милитари
Военный стиль предсказуемо стал главенствующим не только для мужчин, но и для женщин. Милитари присутствовало везде: блузки, платья, пальто, плащи имели покрой, напоминающий военную форму, но с непременной поправкой на женственность. Последняя была выражена в приподнятых плечиках, обретающих очертания «фонариков», в узкой талии и чуть расширенной юбке, длиной доходящей до колена и спускающейся чуть ниже. После эпохи тканей с золотым сиянием пришла мода на хаки, которая тоже была ярчайшим символом укоренившегося стиля милитари.
Одним из самых полезных приобретений моды сороковых стало платье-рубашка, которое сочетало в себе черты женственного стиля и комфорта, которому должны были отвечать все тенденции того периода. Забыв о роскоши шелка , женщины носят минималистичные наряды из утепленных тканей, удобные платья, костюмы, юбки-карандаш, которые сочетают с нейлоновыми чулками и туфлями на низком каблуке из дерева.
Аксессуары
В аксессуарах практически не использовалась натуральная кожа, которая была необходима для военных нужд, зато женщины с удовольствием носили вещи из новых тканей – вельвета, нейлона, дерматина, войлока. Шляпы, которые были знаковой деталью 20-х и 30-х, в 40-е практически полностью исчезли из повседневного гардероба, поскольку их изготовление было дорого и мало кому доступно. Им на смену пришли демократичные платки, трикотажные береты. Трикотажные вещи, как одежда, так и аксессуары были в большом почете, потому что их женщины могли вязать сами для себя, не обращаясь к помощи портних и модных дизайнеров.
Образ женщины
Франция в ХХ веке была впереди планеты всей по части провозглашения модных тенденций. Не изменилась ситуация и в военное время: оккупированная страна осталась без Габриэль Шанель и Эльзы Скиапарелли, которые спешно эмигрировали, но другие крупные дома продолжали работать, правда, с поправкой на требования воцарившейся нацистской культуры с ее видением безупречной женщины – хозяйственной матери семейства. Благодаря этому навязанному тренду родилось лицо моды сороковых, которое так ценится в двадцать первом веке. Сельские мотивы, платья в мелкий цветочек длиной до колена, прически паж с поднятой и завитой валиком назад зоной у висков и лба – образ, который вдохновлял женщин, листающих модные журналы того времени.
New Look
После окончания войны понадобилось некоторое время, чтобы мир встал на ноги и вдохнул полной грудью. Люди устали не только от войны, они устали от бедности и всеобщего дефицита. Приняв это как вызов, молодой французский дизайнер Кристиан Диор в 1947 году представил на суд общественности новейшую концепцию, названную New Look. Это был действительно новый образ, который совершил революцию в международной моде. Диор вдохновлялся образами прошлого, но не принуждал женщин носить тесные корсеты.
Он выдвинул на передний план геометричность, которая на этот раз была только на пользу женской фигуре, потому что подчеркивала ее природные прелести, воплощенные в силуэте «песочные часы». New Look от Диора представлял собой комплект из приталенных жакетов и юбок-колокол, дополняла образ широкополая шляпа жесткой формы. Платья в стилистике New Look обладали глубоким вырезом V-образной формы, жакеты были снабжены жесткой баской , юбки могли быть как куполообразными, так и прямыми.
На этой острохарактерной ноте Кристиан Диор закрыл тему кризисной моды 40-х годов и открыл ее новую страницу, как и дверь в новую эпоху – десятилетку головокружительной женственности и сексуальности.