Каждое столетие входило в историю благодаря ярким событиям в области политической, экономической и культурной жизни. Все эти сферы не могли не отражаться на внешнем облике мужчин и женщин, в костюмах которых легко прослеживались влияния времени. Мода 17 века на протяжении всего периода менялась быстро и для всех последующих поколений она стала во многом поворотной. Одни назовут ее неподобающе помпезной, другие сочтут элегантной и умеренной, отвечающей принципам эпохи.
Конец Средневековья
Моду 17 века не будет ошибочным назвать модой переходной, ведь это был период во многом переломный, знаменующий закат Средневековья и открытие новой страницы во многих сферах жизни. В Средние века существовал культ аскетизма, когда роскошь всеми силами сдерживалась, в одежде присутствовали темные благородные тона, которые образовывали странное соседство с жесткими, асимметричными геометрическими линиями.
Но уже в первое десятилетие века наблюдаются заметные трансформации европейского костюма, знаменующие рождение новой эпохи, в которой ослепляющую роскошь будет трудно удержать.
Рождение новой эстетики
В конце 16 века в Италии сформировался стиль барокко, который стал основной характеристикой моды в последующее столетие. Барокко в переводе с итальянского означает «странный», «вычурный», что и стало емким описанием этой неожиданной моды, ознаменовавшей конец смутного времени и рождением новой эстетики.
В начале 17 века костюмы еще сохраняют жесткие линии и едва сдерживаемый аскетизм, но затем они обретают иные черты. Одежда становится все менее категоричной и модной в общепринятом смысле этого слова.
Одна из главных характеристик моды 17 века – это смягчение линий и усложнение кроя, как за счет появления обильных драпировок, так и благодаря обилию аксессуаров. Включение светлых цветов в образы мужчин и женщин – еще одно немаловажное событие, которое знаменовало конец Средневековья в буквальном смысле. Темные времена остаются в прошлом, на первый план выходит красота в самых разных ее проявлениях. Ориентирами для остальной Европы становятся Франция и Италия, где наиболее ярко проявились черты моды этой эпохи.
Трансформация одежды
В начале века костюм освобождается от буфов, безвозвратно уходят в прошлое остроконечные женские головные уборы, которые прятали волосы . Мужчины начинают носить шляпы с широкими полями, украшенные перьями.
Одним из основных показателей изменений в мужском костюме стало общее «облегчение» образа, который стал более комфортным и даже чуть более легкомысленным. Сначала изменения в мужском костюме практически незаметны, но Тридцатилетняя война, разразившаяся в 1618 году, внесла свои коррективы в образ мужчины, полностью лишив его манерности испанского влияния с его архитектурными линиями, которые никак не соответствовали велению эпохи.
Длинная рубашка белого цвета с кружевными манжетами и непременным воротником стала неотъемлемой частью мужского костюма, начиная со второй половины века. Сверху на нее надевался брасьер, представляющий собой куртку с короткими рукавами. Одно из самых главных изменений мужского костюма касается оформления нижней зоны тела.
Если ранее благородные господа носили чулки с пышными штанами, закрывающими лишь верхнюю часть бедер, то в семнадцатом столетии акцент делается на модных панталонах , которые уже не такие объемные, но спускаются к коленям и закрывают бедра почти полностью. Панталоны подвязывались под коленом лентами, которые впоследствии гармонично сочетаются с декором изысканных туфель с квадратным каблуком.
В это же время формируются новые каноны женского костюма, который все туже затягивает дам в корсеты, очерчивая талию. Женское платье семнадцатого века лишается каркасной юбки, его линии становятся более динамичными, тонкая талия выгодно контрастирует с помпезно пышной юбкой и не менее объемными рукавами.
В 1648 году завершилась Тридцатилетняя война, которая ознаменовала начало новой эпохи. Наиболее ярким показателем в это время служила мода при дворе Людовика XIV во Франции, которая стала олицетворением культа показной роскоши.
Женские платья теряют прежнюю целомудренность, декольте открывается, при помощи корсета приподнимается бюст, а двойная юбка, украшенная нашивками, аппликациями, нескромно шелестит при ходьбе шелками и кружевом. Рукава становятся менее объемными, теперь они изящно прилегают к линии плеча и прикрывают руки красивыми кружевными манжетами.
Аксессуары
Аксессуары стали непременной составляющей костюма придворных дам и господ в семнадцатом веке, и их разнообразие поражает воображение. Скромность и лаконичность была не в чести, оковы прошлого окончательно спали, пришло время продемонстрировать себя во всей красе. Это делалось при помощи обилия рюш, бахромы, вышивок, оборок, лент, серег, ожерелий на обнаженной линии декольте.
Портные знати ловко управлялись со своей работой, комбинируя шелк, бархат, парчу, тафту, газовую ткань разных оттенков, сочетая цветочные мотивы с восточными включениями. В конце 17 века в моду пришли неожиданные тогда полоска и клетка.
Образы барокко, помпезные, роскошные, иногда нелепые в своем желании как можно больше отстраниться от принципов минимализма Средних веков, олицетворяли бушующие страсти внутри человеческой натуры, ее тягу к искусству, непременно отражаясь не только на образах, но и в манере поведения. В одежде неудержимость барочного стиля была сдержана классицизмом, который наряду с ним царил в культуре семнадцатого столетия, найдя благодатную почву для развития во Франции и Англии.
Ослепляющий барочный шик в начале 18 века сменился образами рококо, который во многом заимствовал его черты, но был более выдержанным и менее нервозным.