Это сейчас группа «Иванушки International» воспринимается уже как часть истории России, вернее, шоу-бизнеса. Своего рода музейный экспонат, который хотя и ещё свежий, с пылу с жару, ещё не успел покрыться пылью от долгого пребывания, но всё-таки уже часть прошлого, невозвратимого и постепенно уходящего всё дальше. А на рубеже веков «Иванушки» были во многом законодателями музыкальной моды, властителями девичьих дум и сердец от Калининграда до Амура, одними из главных поставщиков хитов в ротации радиостанций и телеканалов. Как быстро летит время...
В ногу с Backstreet Boys
Нет, конечно, никаких прямых сравнений группы «Иванушки International» с мегапопулярной и одиозной американской «мальчуковой» группой Backstreet Boys никто осуществлять не собирается: всё-таки слишком разный масштаб известности, разные уровни качества музыкального материала и уж конечно абсолютно разные, несравнимые размеры доходов. Речь о другом: группа Backstreet Boys была образована в апреле 1993 года, однако до 1997 года о ней толком мало кто слышал. Группа «Иванушки International» сформировалась в ноябре 1994 года. То есть вполне объяснимое первое побуждение объяснить образование русской группы как простое копирование популярного западного образца в данном случае не срабатывает. Тогда остаётся лишь предположить, что Игорь Матвиенко, создатель и бессменный продюсер коллектива, грамотно и своевременно уловил общемировую тенденцию шоу-бизнеса – нарастание потребности в бойсбэндах, в коллективах, в которых красивые молодые люди будут под ритмичные мелодии петь не обязательно сильными, но не лишёнными приятности голосами на темы, трогающие души представительниц прекрасного пола в возрасте примерно от 7 до 21 года. И в случае с «Иванушками» профессиональная прозорливость Матвиенко в очередной раз подтвердилась.
В общем, под «мальчуковый» формат коллектива с первого дня и подбирались исполнители, хотя позже и говорилось, что якобы изначально проект задумывался как вполне серьёзная попытка эксперимента по совмещению таких разных составляющих, как настроение старых советских песен, мотивы русской народной музыки и внешняя оболочка современной танцевальной музыки. Однако изначальная ставка на бойсбэнд обнаруживает себя при первом внимательном ознакомлении с личностями солистов. Из четырёх участников группы (учитывая заменившего Сорина Олега Яковлева) только у Игоря Сорина было музыкальное образование, он окончил отделение музыкальной комедии Государственного училища имени Гнесиных. Всех остальных в группу брали, условно говоря, «за красивые глаза». Андрея Григорьева-Апполонова и Кирилла Андреева пригласили из-за модельной внешности, оба работали к тому моменту манекенщиками, а Олег Яковлев позднее пришёлся ко двору благодаря своей креативности (актёрский факультет ГИТИСа за плечами) и своей фактурной схожестью с ушедшим из коллектива в начале 98-го Сориным. Никакого серьёзного музыкального проекта с таким контингентом соорудить нельзя, бойсбэнд он и в России бойсбэнд.
От славы к почётной пенсии: не такой уж короткий путь
В творческом же плане начиналась карьера группа «Иванушки International» с кавер-версий (а называя вещи своими, русскими именами, с перепевок) романтичных шлягеров различных советских музыкальных коллективов родом из 1970-х-80-х: композиций «Малина» и «Этажи», а также первой по-настоящему заметной песни группы, «Вселенная» (оригинальная песня была исполнена ВИА «Рондо» и её солистом Александром Ивановым). Первый сольный альбом группы, «Конечно он remixed», состоял в основном, как можно догадаться по названию, из ремиксов, однако в нём уже появились собственные песни, в том числе и будущий суперхит «Кукла». Аналогичная ситуация сохранилась и в отношении следующей пластинки группы, «Твои письма» (1997) – частично кавер-версии, частично ещё не до конца отшлифованный оригинальный материал.
Определённый поворот, пусть и не столь значительный, в направлении развития группы наметился в 1998 году, после ухода из коллектива решившего начать сольную карьеру Игоря Сорина. Скорее всего, здесь нет прямой зависимости: просто к тому моменту Матвиенко и его творчески-продюсерская группа уже определились окончательно с тем, каким именно должно быть творчество группы и сами «Иванушки International». Поэтому вполне естественно, что произошёл определённый прорыв в популярности – из набиравшего силу коллектива «Иванушки International» в 1998 году превратились в одну из главных сил шоу-бизнеса, и им здорово в этом помог главный летний хит того года «Тополиный пух». Вышедший в 1999 году альбом «Об этом я буду кричать всю ночь» стал кульминацией «иванушкиной» эпопеи: последующие два-три года группа могла спокойно работать с уже имеющимся багажом, выпускать по одному клипу на ТВ, гастролировать с полюбившимися поклонницам песнями, запускать одну - две новые песни в год на радиостанции. Последовавшие пластинки «Подожди меня» и «Олег, Андрей, Кирилл» на какое-то время поддержали популярность коллектива. Но уже с 2003 года «Иванушки International» как проект начали себя исчерпывать, всё чаще возвращаясь к своему славному прошлом. Чем они, собственно, и занимаются до сих пор, с каждым годом всё менее активно.
Александр Бабицкий