Ирина Селезнева уходит по-английски

Ирина СелезневаГоворят, Ирина Селезнева уехала навсегда. Наши палестины сменяла на туманный Альбион. Думаете, вернется? Я бы на вашем месте на это не расчитывала. Когда Ирина Селезнева уезжала с мужем, Максимом Леонидовым, в Израиль, многие, почти все были уверены, что она вернется в Россию. Вернулся Максим, не она. Ей же было суждено стать первой актрисой из России, сумевшей играть в израильском театре на равных с местными актерами, без скидок на абсорбцию и акцент.

 

Когда в России был учрежден приз имени Веры Холодной (он ежегодно вручается семи самым обворожительным российским киноактрисам ), среди первых, кому его вручили была израильтянка. После выхода на экраны фильма "Московские каникулы" многие русские киноманы открыли для себя (иные - повторно) красоту и талант актрисы израильского Камерного театра Ирины Селезневой. Между тем еще в 1987 году режиссер Михаил Швейцер в своей ленте "Крейцерова соната" показал нам ее. Это было не самое простое время в жизни Ирины - решение перейти из БДТ в Малый драматический театр, из мира Товстоногова в мир Додина далось ей нелегко.

  • И вдруг такое предложение - сниматься у Швейцера! - говорит актриса. - С Янковским! Это такой груз...

Груз, который лег на ее плечи, по всей видимости, не Янковским определялся. Первая роль - и в фильме по Льву Толстому. И при гениальном режиссере Швейцере.

  • С Янковским мне было работать легко, удобно, - вспоминает Ирина Селезнева. - Он очень щедрый партнер. Режиссер же все время давал мне понять, мол, знай свое место. Возможно, таким образом он вводил меня в нужное ему состояние?.. Сейчас я гораздо лучше понимаю свою героиню, чем тогда. Наверняка сыграла бы иначе. Но кто скажет, что это было бы лучше? Лучше, чем у Швейцера?..

В "Московские каникулы" Селезнева попала с подачи Ярмольника. Алла Сурикова, мастер комедий, раньше не подозревала о существовании такой актрисы. После отъезда в Израиль о ней успели подзабыть. И зрители, и режиссеры. Поэтому возвращение Ирины в роли эксцентричной итальянки оказалось триумфальным. Зритель полюбил фильм, а вместе с ним и актрису Селезневу. Израильский кинематограф, к сожалению, такой роли ей ни разу не предложил.

  • Меня довольно часто приглашают сниматься, - замечает Ирина, - и я иногда соглашаюсь, но нередко отказываюсь, когда предлагают роли с определенным набором местных штампов - чаще всего речь идет о судьбах людей, приехавших из России. Но мне в тоже время понятно, почему это происходит - я настолько другая, что не могу играть коренную израильтянку. Это же кино, перед камерой лгать нельзя.

Расстворяясь в мужьях?

Непросто понять, почему она согласилась уехать из России, где для нее все складывалось просто замечательно. Ирина считает, что ей попросту повезло.

  • Господь два раза дал мне шанс, а я сумела им воспользоваться. Первый раз - это когда я приехала из Киева и меня приняли в театральный институт. Второй - в Израиле, когда меня пригласили на прослушивание в Камерный театр. Все это случайное стечение обстоятельств, а я просто не упустила свой возможности - и в первый раз, и во второй...

Она с пяти лет знала, что будет актрисой. Никто, даже она сама, не знает, откуда что взялось - просто она знала и все. С какого возраста такая же мысль поселилась в голове ее брата, ныне актера того театра, где примой несколько лет назад была его сестра, у Льва Додина, тоже тайна. Важно, что оба они оказались действительно таантливыми людьми, и мечты сбылись. Хотя никто из предков, вроде бы, лицедейские гены им не передал.

  • Нет, в семье у нас не было никого, кто имел бы отношение к театру. Папа и мама - инженеры. Они давно уже живут врозь, так что я - дитя развода. У брата есть семья, растет дочь, так что я уже тетя!

У Ирины Селезневой детей пока нет. Кто знает, может быть, похитивший ее у Израиля британец станет отцом ее детей, ведь впервые в жизни она может себе позволить быть слабой, беззащитной, счастливой женщиной, которая живет "как за каменной стеной". Прежде ей всегда приходилось отдавать много сил - учебе, работе, чтобы состояться как актриса. Сейчас, в стране вечных туманов, куда она уехала из своей рамат-авивской квартиры, у нее появилась возможность быть просто Женщиной - на всю катушку, до донышка.

Однажды Ирина рассказывала мне о своей новой роли в спектакле по пьесе израильского драматурга Йегошуа Соболя "Альма" о легендарной жене композитора Густава Малера. Хорошо помню, с каким странным выражением лица она рассказывала о своей Альме.

  • Это была настоящая женщина, от которой многие мужчины теряли головы, причем, даже когда она была уже далеко не молода. И ведь красавицей не слыла, но именно ей удалось стать музой нескольких своих великих современников. И никто до сих пор не знает, в чем был секрет Альмы. Я - в том числе. Только догадываюсь, делаю какие-то предположения, но вряд ли нам по силам понять такую личность. Она... была счастлива, растворяясь в своих мужьях...

Почему-то мне вспомнились эти слова. Возможно, Ирине тоже удастся найти счастье по рецепту Альмы? Ведь несмотря на все удачи и успех на сцене, в кино, жизнь нередко подкидывала Селезневой такие сюжеты, что поневоле задумаешься: а не плата ли это за стремительный взлет? За выбор? За право состояться?

  • Страдания? А как же без них? - удивляется актриса. - Неужели найдется на земле человек, который не прошел через их очистительный огонь? Я в такой момент не спрашиваю, заламывая руки: "За что мне все это?" Бессмысленно задавать такой вопрос. Наверно, есть за что. Меня другое волнует: что я должна понять, чтобы не страдать? Чему научиться? Какой извлечь урок?

Когда во время интервью на израильском телевидении ей задали вопрос, в чем секрет популярности Ирины Селезневой, она ответила очень неожиданно для многих. Звезда театра и кино не по-звездному строго оценила свои достижения:

  • Популярность... Просто я видимо, совершила поступок, а на этот поступок все обратили внимание.
Читать дальше По-карамазовски