"История лошади" - от БДТ до Бродвея
Это сегодня мы знаем, что Марк Розовский - член Союза писателей, автор шести книг, фельетонов, сценариев и пьес, некогда постоянный автор раздела сатиры и юмора "Пылесос" журнала "Юность" и клуба "12 стульев" "Литературной газеты", известный режиссер, поставивший не только спектакли своего детища у Никитских ворот, но и, к примеру, дипломный номер выпускника циркового училища Геннадия Хазанова, а также первый отечественный мюзикл "Орфей и Эвридика", а также номера Карцев и Ильченко, Семена Фарады и Александра Филиппенко первый русскоязычный автор и композитор бродвейского мюзикла. А тогда, после того, как рухнул "Наш дом" будущий мэтр остался без средств существования, и единственное, на что он мог уповать - так это на случай. И он произошел.
- Если бы я подошел к лифту в кисловодской гостинице на несколько секунд раньше или позже, - сказал (как отрезал) Марк Григорьевич, - возможно, моя жизнь повернулась бы совсем по-другому, Но я подошел именно в тот момент, который и определил мою судьбу. И встретил в лифте Георгия Александровича Товстоногова. Пока мы поднимались, разговорились, а вскоре я уже репетировал в БДТ сначала "Бедную Лизу", а потом и "Историю лошади", замысел которой созревал у меня еще в "Нашем доме". Судьба у пьесы замечательная. Извините, но я оказался первым советским драматургом и, с позволения сказать, композитором, чей мюзикл "История лошади" шел в течение года на Бродвее, а затем в Национальном театре Лондона, в Статстеатре Стокгольма, в Королевском Датском театре в Копенгагене, в Польше, Финляндии, Испании, Израиле и даже Японии. Идет этот спектакль и у нас в театре "У Никитских ворот" - на днях было его двухсотое представление.
Театр "У Никитских ворот" родился из студии, которую Марк Розовский создал при Доме культуры медработников, пригласив всех желающих. Пришло двести человек, из них отобрали пятьдесят, началась работа над первым спектаклем - фантазии "Доктор Чехов" по рассказам писателя, премьера которго состоялась 27 марта 1983 года. А сейчас, буквальное вот-вот, Марк Григорьевич будет ставить этого же "Доктора Чехова" в Израиле, и эта новость не может нас с вами не радовать.
- Я приглашен на работу в "Бейт Цви", - говорит Розовский, - преподавать и делать со студентами спектакль "Доктор Чехов". Меня предупреждали, что на иврите Чехов плохо получается - другая ментальность, другая скорострельность речи. Но я все же надеюсь, что у нас получится. С одной стороны, Чехов мало известен в Израиле как автор именно "Пестрыых рассказов", далеко не все они переведены на иврит, мы делаем сейчас специальные переводы. А с другое стороны, каждый из этих рассказов - это небольшая трагикомедия с прекрасно выписанным сюжеомт и прекрасно выписанными характерами, и для молодого актера - это прекрасная школа.
Сегодня в афише театра тридцать названий - и классика (Пушкин, Шекспир, Чехов, Достоевский), и чуть-чуть спектаклей по пьесам современных авторов, но драматург Розовский намного легче находит язык с режиссером Розовским, чему, несмоненно, рад зритель и не всегда критик
- Работая над спектаклем, я ощущаю себя Богочеловеком: я творю мир, в подлинность которого должен поверить зритель, - говорит Марк Григорьевич.
В ближайшем будущем Марк Розовский начинает ставить спектакль во МХАТе по пьесе венгерского драматурга Иштвана "Кошки-мышки". Судя по тому, что его "Амадей" в этом театре уже долгие годы идет с большим успехом, скоро в репертуаре МХАТпоявится еще один всеми любимый "долгожитель".
Давид Янович Черкасский, создатель таких замечательных мультфильмов как "Приключения капитана Врунгеля", "Доктор Айболит", "Остров сокровищ", "Сумасшедшие макароны" и многие другие, так отозвался о Розовском: "Гениальный человек, по-моему, единственный живой. Вот он кипит весь! Его совершенно не интересует такая мелочь, как быт. На этот случай всегда есть супруга, которая за ним ухаживает. В Америке у него родился сын..."
- У моего сына необычная судьба. Он родился в Нью-Йорке, неожиданно, во время наших гастролей. Родился шестимесячным и весил 608 граммов. Америка его спасла, он четыре месяца был под стеклянным колпаком, на искусственном питании. А у меня в кармане, когда он родился, было 20 долларов и не было страховки. То, что мы пережили с моей женой Таней, не поддается описанию. Но тем не менее неожиданно для нас он стал американским гражданином. Более того, когда уже дома, в Москве, я попытался его оформить в загсе, мне было отказано. Потому что человеку при рождении дается один документ. Кроме американского свидетельства о рождении, у нас ничего нет. И скорее всего, когда подрастет, он будет учиться либо здесь в американской школе с английским языком, либо в Америке.
Ирина Грушина