Стиль одежды 19 века - романтика, воплощенная в костюме, ностальгия по Античности, обращение к традициям недавнего прошлого и введение новых канонов. Предыдущие несколько поколений были менее искушены в вопросах моды из-за стабильности, которая охватывала целые столетия. Этого нельзя сказать о моде 19 века, которая стремительно менялась, примеряя на себя разные образы, чутко реагируя на любые тенденции в жизни общества.
Ампир
Ампирная мода с ее простотой и элегантностью зародилась в 90-е годы 18 века и не ослабляла своего влияния более двадцати лет. Европейцы были утомлены причудами сначала барокко, а затем и пришедшему ему на смену рококо, которые, несмотря на облегчение нравов общества и тягой к праздности, были тяжеловесными и претенциозными.
Как выглядит платье в стиле ампир, знает любая современная модница: завышенная талия под грудью и юбка, лишенная былой пышности с искусственными каркасными линиями. Прежняя роскошь была как по мановению волшебной палочки устранена из моды – исчезли гиперобъемные платья, панье, кринолины, складки, в которых барышня путалась, поэтому так медленно передвигалась.
Мода начала 19 века, то есть, период, охваченный ампиром, знаменует стремление к естественности, гармонии с природой и с собой. Женщины постепенно перестали оголять декольте так, как делали это раньше, образ стал более целомудренным. В то же время наблюдается тенденция к обозначению женской фигуры, которая ранее была спрятана под жесткими каркасами, оборками и драпировками. Силуэты платьев и ткани, из которых они были сшиты, позволяли разглядеть очертания женского тела, что когда-то казалось непозволительным. У платьев исчез шлейф, постепенно начала укорачиваться юбка, руки оголялись практически полностью, закрыта была лишь небольшая зона в верхней части плеча.
Бидермайер
Примерно с конца первого десятилетия 19 века по конец сороковых укоренилось влияние стиля бидермайер. Господин Бидермайер был вымышленным лицом, персонажем популярных комических листовок, которые появились в Германии несколько позже, но стиль впоследствии получил его имя.
Талия, которая в ампирной моде переместилась к линии под грудью, в двадцатые годы 19 века вернула себе свое традиционное расположение. Она снова стала узкой, как за счет корсета , вернувшегося в женский костюм в облегченной версии, так и за счет визуального расширения рукавов, которые были призваны подчеркнуть изящество женского стана на контрасте. Юбка вновь стала широкой, объемной, многослойной, но возвращения шлейфа не состоялось, и дамы могли выставлять напоказ ножки в красивых туфельках.
В моду вошел пояс, который раньше был деталью преимущественно мужского гардероба. Другой момент, который невозможно упустить из виду в образе женщины девятнадцатого столетия, – декорирование шеи. Ее украшали воротничками разной формы, галстуками, повязывали банты, миниатюрные кружевные жабо. Платья с открытым декольте становится деталью для светского выхода, в остальное время женщина носит наряд с глухо застегнутым лифом.
Викторианская мода
С сороковых годов 19 века начала формироваться викторианская мода , которая тянула за собой влияния прежних поколений, все туже заковывая женскую фигуру в корсет и все больше обездвиживая ее, ставя женщину в зависимость от мужчины. Мода средне-викторианской эпохи считается одной из самых неудобных в истории. Корсет стягивал не только талию, но и бедра, к которым сзади подкладывался турнюр, визуально деформирующий женскую фигуру, напоминающую теперь букву S. Во второй половине века куполообразная юбка окончательно исчезла из женского гардероба, но корсет по-прежнему оставался. Сверху в прохладную погоду набрасывались плащи с капюшонами, шали, потом дамы начали носить изящные шляпки, украшенные миниатюрными вуалетками, перьями.
Мужской костюм
Пока женская мода стремительно менялась практически каждое десятилетие девятнадцатого века, мужской костюм оставался практически нетронутым. Все внимание отныне было приковано к образам английских денди, которые одевались элегантно, но дорого. Фрак стал неотъемлемой деталью мужского костюма , его носили «и в пир, и в мир». Главенствующие цвета - лаконичные и сдержанные. Черный, серый, коричневый и темно-синий вытеснили богатые краски мужского одеяния.
Подлинному денди наряду с фраком необходима была кипенно-белая рубашка, прилегающий жилет, безупречно скроенные брюки и множество аксессуаров – носки, носовые платки и шейные галстуки. Головные уборы – цилиндр и котелок, обувь – черные лакированные туфли с заостренным мысом. Из узоров в костюме допускались тонкая полоска и едва заметная клетка.