Мода циклична, как и все другие процессы, в которые так или иначе вовлечен человек на протяжении своей жизни. За периодом расцвета следует снижение, господство аскетизма и высоких моральных устоев может смениться эпохой свободолюбия и вычурности. Мода 18 века ознаменовала собой плавный переход от ненасытности в роскоши предыдущего столетия в новое, вобрав в себя основные ее черты, которые были деликатно скорректированы. Мода 18 века – это рококо как новое слово в культуре визуальных образов, тщательно успокаиваемое все еще актуальным классицизмом.
В первой половине XVIII столетия началась эпоха «Галантного века», который сменил предшествующий ему «Великий век». Образы конца XVII века были вычурными, ненасытными в богатстве декорирования и выражения эмоциональных порывов личности, так долго сковываемой удушливыми канонами Средневековья. На первый взгляд может показаться, что мода барокко и рококо ничем не отличаются друг от друга - те же пышные платья, ленты, банты, корсеты и свободное декольте. Но при внимательном рассмотрении образ рококо кажутся более отшлифованными. Это было не нервное, почти случайное нагромождение шикарных драпировок, увешанных аксессуарами, а четко сформированные образы, подведенные под единый знаменатель.
Рококо
Название «рококо» связано с французским обозначением украшения в форме раковины. В шестнадцатом веке силуэты были закованы в жесткие геометрические формы, в семнадцатом произошло умеренное освобождение фигуры, окутанное смягченными линиями. И все это ради того, чтобы в восемнадцатом веке вновь произошло стягивание фигуры, которое на этот раз не было проявлением богобоязненности. Мода «Галантного века» с его напудренными париками и лицами с нарисованными мушками и румянами была игривой и легкой.
Стиль рококо был фантазийным и очень женственным, что невозможно игнорировать и отрицать даже в мужских образах. Женщина в эту эпоху стала центром внимания, объектом наслаждения, она знала об этом и, кажется, не была против. Дама восемнадцатого века – кокетливая, иногда немного легкомысленная, осознающая свою привлекательность для противоположного пола поэтому всячески ее подчеркивающая различными уловками. Основными из них были высокие причудливые прически с буклями (натуральные волосы часто заменяли париками), узкая талия платья, многослойная юбка с тяжелыми драпировками и нарочито приподнятой областью бедер, которые создавали дерзкий контраст с талией. Пышная грудь, тонкая талия и широкая область бедер создавали идеальную видимость силуэта «песочные часы», который по сей день считается олицетворением женской привлекательности. За целостность женского образа отвечали два платья: нижнее – фрепон и верхнее – модест. Но самая яркая деталь – жесткая многослойная юбка.
Юбка-панье (panier – франц. «корзина») стала одной из главных «достопримечательностей» моды 18 века. Для придания ей жесткости и приподнятой формы применялся каркас из деревянных или стальных прутьев, богатые дамы носили платья с каркасом из китового уса. Юбка-панье стала одним из показателей моды восемнадцатого века как проявление театральности. Кажется, в таких нарядах женщины не могли ничего делать – только сидеть или неспешно передвигаться на прогулке или светском приеме. Мода «Галантного века» - это чествование праздности, которая была неотъемлемым атрибутом жизни знатной дамы той эпохи.
Мужская мода
Мужской костюм XVIII столетия во многом напоминает очертания женского. Главной деталью образа мужчины стал жюстокор, который начали носить во второй половине семнадцатого века. Этот кафтан прилегающего силуэта, расходящийся о талии, длиной примерно до колена, не имел воротника, зато на нем было множество мелких пуговиц. С течением времени жюстокор становился все более декоративным: его носили незастегнутым, шили кафтаны с объемными фалдами по боковым швам. Позднее передние полочки в нижней части кафтана пропали совсем, что дало рождение новой детали мужского гардероба – английскому фраку. Панталоны оставались непременной деталью мужского костюма , но они потеряли декоративную пышность и стали лаконичными, дополненные чулками-кюлотами и изысканными башмаками с острыми мысами и каблуками, похожими скорее на дамские туфельки.
В 70-е годы XVIII века в мужской моде Западной Европы постепенно заканчивается безраздельное господство Франции, которая уступает эту сферу влияния Англии. Мужской образ начинает тянуться к простоте и элегантности, исчезает показанная парадность и театральности. Даже самые неистовые модники оценивают практичность повседневных нарядов, поэтому ближе к концу столетия исчезают причудливые шляпы и парики. В женском костюме все чаще используются более простые натуральные материалы, на смену сияющему шелку , атласу, тафте приходят хлопок и лен. К концу века неудобное рококо в женской моде сменяется стилем ампир, отличительной чертой которого стала завышенная талия, более прямая юбка и общее стремление к вертикальности в силуэте.