Мода меняется каждый сезон, но в одном она остается неизменной – в своем вдохновении образами прошлого, которые недвусмысленно проглядывают то в одной, то в другой дизайнерской коллекции. Оглядка не ограничивается ХХ веком, в котором каждое десятилетие было что-то кардинально новое, отличающееся от предыдущего. Исторический костюм все чаще становится объектом пристального внимания кутюрье, которые невольно привлекают взгляды обывателей моды к более отдаленным эпохам.
Наиболее показательными в историческом костюме как категории являются женские платья, которые носились в период от Средневековья и до конца девятнадцатого века. В эти годы развитие моды шло очень медленно, по веку или даже больше сохранялись одни и те же направления в крое костюма и в его декорировании. Это было время четкого разделения мужского и женского костюма, о чем нельзя сказать сегодня, когда распространен андрогинный стиль и унисекс.
Исторический костюм Средневековья
О рождении исторического костюма можно говорить со времен раннего Средневековья, ведь до этого, в период Античности, люди носили очень простую одежду, которая не могла называться костюмом как таковым. В Средние века появился костюм как многослойный комплект – в нем была предусмотрена нижняя длинная рубашка (туника) с длинными рукавами и полностью покрывающая ноги, на нее надевалась контрастная по цвету верхняя рубашка или платье, которые имели укороченную юбку и рукав. В ту пору одежда была наиболее утилитарной, даже у знатных персон она не отличалась пышностью и разнообразием.
В XIII веке началось усложнение костюма, который стал многослойным. Поверх нижней рубашки женщины надевали котту, верхнее платье из льна, шерсти, шелка трех основных оттенков (красного, зеленого и голубого). Поверх коты надевался сюрко – элемент верхней одежды из благородных тканей, были очень распространены плащи с капюшонами и пелеринами, с длинными рукавами и без них. Женское платье соркани, которое зашнуровывалось на талии и приподнимало грудь, считалось атрибутом роскоши, которая в ту эпоху жестко порицалась. Головные уборы были неотъемлемой частью костюма как женщин, так и мужчин. Разнообразие их форм компенсировало скромность платьев.
Костюм позднего средневековья – это история нарушения запретов на шик в образе. В период с четырнадцатого по шестнадцатый век многослойность только увеличивалась, хотя до объемов костюмов более поздних эпох было еще далеко. Носилась нижняя и верхняя одежда, и каждый из слоев состоял из трех-пяти обязательных элементов – настоящая «луковица».
Многообразие моды четырех веков
Эпоха Возрождения действительно возродила моду, что особенно заметно в изменении женского костюма. В конце XVI века появилась жесткая каркасная юбка, которая придавала фигуре пышность и объем, платья стали шиться из дорогих материалов, имели уже не ограниченный набор цветов, а блистали великолепием дизайна.
В XVII столетии мужской костюм имел заметно военизированные черты, женский же продолжал насыщаться роскошью, которая теперь богато проявилась в многочисленных аксессуарах, ставших неотъемлемой частью образа. XVII и XVIII века стали наиболее востребованными в плане заимствований исторического костюма в наши дни. Именно эпоха барокко и рококо с их тенденцией к умопомрачительной пышности юбок, богатого декорирования аксессуарами, вышивками часто ассоциируется с историческим костюмом в принципе.
В начале XIX века тяга к роскоши в костюме постепенно ослабевает, что сначала было заметно в аскетичном ампирном стиле, а затем и в романтическом платье со шнурованным корсетом с обозначенной талией и пышными рукавами. На стыке последующих столетий женщина была освобождена от тесного корсета, с его исчезновением можно отмечать закат исторического костюма.
В начале XX век родилась ее величество мода – отныне дизайнеры будут диктовать, что носить мужчинам и женщинам, одежда постепенно начала утрачивать связь с конкретной эпохой и ее требованиям к внешнему виду. Эпоха модерн или ар нуво с более естественными линиями и отказом от пышности, стала «последней ласточкой», ознаменовавшей переход от костюма к индивидуальному стилю.
Исторический костюм в наши дни
Оставшись далеко в прошлом, исторический костюм продолжает свою уже пассивную жизнь в современности. Где он востребован прежде всего? В первую очередь, это воссоздание реальности предыдущих эпох в исторических театральных постановках и кинофильмах. Конечно, для них используются стилизации – пошив новых костюмов, полностью копирующих стиль того или иного периода. Многие люди увлекаются историческими реконструкциями и в свободное время с удовольствием посвящают себя увлекательному погружению в мир Средневековья или роскоши рококо, облачаясь в заново сшитые костюмы.
Свадьбы, а также карнавальные вечеринки, в том числе известнейший венецианский карнавал – это прекрасный повод для посильного воссоздания исторического костюма. Наиболее востребованным здесь является период с шестнадцатого по девятнадцатый век. В отдельных случаях, которые являются редкими исключениями из правил, может быть надет подлинный исторический костюм, оставшийся, например, от эпохи модерн.
В основном все оригиналы, оставшиеся богатым наследием далекого Ренессанса или барокко, хранят как зеницу ока в музеях. Их нельзя надеть, но можно бесконечно любоваться красотой, шиком или сдержанностью исторического костюма, который дал рождение множеству современных стилей в одежде.