У русского народного костюма в отличие от прочих представителей этнической одежды незавидная судьба. Почти все знают, как он выглядит, но мало кто хочет носить его или включать в свой образ хотя бы его элементы. Исключение составляют современные славянофилы от моды и ценители родных традиций, тогда как остальные поклоняются европейской моде. Но этих исключений с каждым годом становится все больше, со временем русский народный костюм лишается своего антигламурного статуса и становится все более популярным.
Основные черты народного костюма
Историки моды утверждают, что русский народный костюм начал формироваться в двенадцатом столетии. Костюм, который известен сегодня как русский национальный, сформировался в петровскую эпоху. В конце семнадцатого столетия Петр Великий ввел новые каноны образа представителя дворянской знати, и русский народный костюм остался простолюдинам, крестьянам и священнослужителям. Русское крестьянство стало тем пластом общества, которое на протяжении еще не одного века сохраняло свою национальную одежду неизменной, в то время как представители благородных сословий могли следовать веяниям моды.
Образы русских костюмов вбирали в себя не только яркие национальные черты, но и признаки религиозных верований, местных культурных традиций и, конечно, рода деятельности. Костюмы северных народов отличались от костюмов южных крестьян. Но все это находило отражение в основном в женском образе, потому что мужской костюм оставался однотипным и очень простым – штаны (порты) и длинная рубашка под пояс. В качестве верхней распашной одежды надевался кафтан, зипун, казакин, последний могли носить и женщины. Основа женского костюма - белая рубашка, на которую сверху надевается сарафан, а на него передник. Повседневная одежда шилась из грубого сукна, праздничные сарафаны, а также свадебные одежды были изготовлены из парчи, шелка и других материалов, которые богато украшались вышивкой.
Отделка и декор
Одежда русского простолюдина не отличалась разнообразием цветов, основными из которых были белый, красный, синий, зеленый. Красные орнаменты на белом фоне – хрестоматийная черта русского народного костюма. Главными узорами на сарафанах были, конечно, цветочные – крупные или мелкие цветы украшали его сверху донизу или были изящно вплетены в отделку с геометрическими узорами, которые были приняты в основном у северных народов, жителей Тверской, Архангельской, Новгородской губерний. В южных губерниях носили костюмы оттенков красного, сочетая его с зеленым, черным, белым. Была очень распространена лоскутная техника пошива, которая особенно ярко проявлялась в отделке подола сарафана. Еще одной отличительной особенностью южных уездов было наличие очень широкого пояса-кушака.
Неотъемлемой частью русского народного костюма был головной убор – кичка или кика, верхуша, венец, колпак и, конечно, самый известный – кокошник. Головные уборы украшались кружевными мотивами, вышивались камнями и бусинами и, в отличие от порой очень скромных платьев, были настоящими произведениями искусства.
Женщины замужние или просватанные носили одежду, которая отличалась от костюма незамужних. Главный элемент костюма женщины уже несвободной – понёва, которая дала рождение понёвному ансамблю. Понёва представляла собой шерстяную юбку, сшитую из нескольких лоскутов ткани, преимущественно в крупную клетку темно-синего цвета .
Национальный костюм сохранялся как основная одежда крестьянина вплоть до начала двадцатого века, после чего он остался лишь в бытности музыкальных ансамблей, исполняющих народную музыку, и музеев, хранящих память о прошлом русского народа.
Русский народный костюм в новой модной эпохе
Национальный костюм вытеснялся актуальными модными тенденциями своеобразным способом. Например, в 1911 году Поль Пуаре выпустил в Париже модную коллекцию, в которой использовал мотивы традиционной славянской вышивки. В 1976 году молодой и дерзкий Ив Сен Лоран снова покорил Париж, на этот раз полностью русской коллекцией Russian Collection. Этой шикарной коллекцией кутюрье шокировал модную общественность и продемонстрировал, как блузка со шнурком на воротнике, простая юбка в пол с поясом-кушаком могут стать роскошными вечерними нарядами.
У Kenzo была коллекция The Russian Line с цветастыми платками и кокошниками, к русской теме обращался Роберто Кавалли, Джон Гальяно, Dolce&Gabbana и многие другие. И все это именитые европейские дизайнеры, что говорить об отечественных, которые неустанно эксплуатируют образы русских народных костюмов. Значит, они продолжают свою жизнь, которая, вопреки общепринятому мнению, может быть очень стильной.