Русский народный костюм: традиции модной простоты

русский народный костюмУ русского народного костюма в отличие от прочих представителей этнической одежды незавидная судьба. Почти все знают, как он выглядит, но мало кто хочет носить его или включать в свой образ хотя бы его элементы. Исключение составляют современные славянофилы от моды и ценители родных традиций, тогда как остальные поклоняются европейской моде. Но этих исключений с каждым годом становится все больше, со временем русский народный костюм лишается своего антигламурного статуса и становится все более популярным.

 

alt

Основные черты народного костюма

Историки моды утверждают, что русский народный костюм начал формироваться в двенадцатом столетии. Костюм, который известен сегодня как русский национальный, сформировался в петровскую эпоху. В конце семнадцатого столетия Петр Великий ввел новые каноны образа представителя дворянской знати, и русский народный костюм остался простолюдинам, крестьянам и священнослужителям. Русское крестьянство стало тем пластом общества, которое на протяжении еще не одного века сохраняло свою национальную одежду неизменной, в то время как представители благородных сословий могли следовать веяниям моды.

русский народный костюмрусский народный костюм

Образы русских костюмов вбирали в себя не только яркие национальные черты, но и признаки религиозных верований, местных культурных традиций и, конечно, рода деятельности. Костюмы северных народов отличались от костюмов южных крестьян. Но все это находило отражение в основном в женском образе, потому что мужской костюм оставался однотипным и очень простым – штаны (порты) и длинная рубашка под пояс. В качестве верхней распашной одежды надевался кафтан, зипун, казакин, последний могли носить и женщины. Основа женского костюма - белая рубашка, на которую сверху надевается сарафан, а на него передник. Повседневная одежда шилась из грубого сукна, праздничные сарафаны, а также свадебные одежды были изготовлены из парчи, шелка и других материалов, которые богато украшались вышивкой.

alt

Отделка и декор

Одежда русского простолюдина не отличалась разнообразием цветов, основными из которых были белый, красный, синий, зеленый. Красные орнаменты на белом фоне – хрестоматийная черта русского народного костюма. Главными узорами на сарафанах были, конечно, цветочные – крупные или мелкие цветы украшали его сверху донизу или были изящно вплетены в отделку с геометрическими узорами, которые были приняты в основном у северных народов, жителей Тверской, Архангельской, Новгородской губерний. В южных губерниях носили костюмы оттенков красного, сочетая его с зеленым, черным, белым. Была очень распространена лоскутная техника пошива, которая особенно ярко проявлялась в отделке подола сарафана. Еще одной отличительной особенностью южных уездов было наличие очень широкого пояса-кушака.

русский народный костюмрусский народный костюм

Неотъемлемой частью русского народного костюма был головной убор – кичка или кика, верхуша, венец, колпак и, конечно, самый известный – кокошник. Головные уборы украшались кружевными мотивами, вышивались камнями и бусинами и, в отличие от порой очень скромных платьев, были настоящими произведениями искусства.

русский народный костюмрусский народный костюм

Женщины замужние или просватанные носили одежду, которая отличалась от костюма незамужних. Главный элемент костюма женщины уже несвободной – понёва, которая дала рождение понёвному ансамблю. Понёва представляла собой шерстяную юбку, сшитую из нескольких лоскутов ткани, преимущественно в крупную клетку темно-синего цвета.

русский народный костюмрусский народный костюм

Национальный костюм сохранялся как основная одежда крестьянина вплоть до начала двадцатого века, после чего он остался лишь в бытности музыкальных ансамблей, исполняющих народную музыку, и музеев, хранящих память о прошлом русского народа.

alt

Русский народный костюм в новой модной эпохе

Национальный костюм вытеснялся актуальными модными тенденциями своеобразным способом. Например, в 1911 году Поль Пуаре выпустил в Париже модную коллекцию, в которой использовал мотивы традиционной славянской вышивки. В 1976 году молодой и дерзкий Ив Сен Лоран снова покорил Париж, на этот раз полностью русской коллекцией Russian Collection. Этой шикарной коллекцией кутюрье шокировал модную общественность и продемонстрировал, как блузка со шнурком на воротнике, простая юбка в пол с поясом-кушаком могут стать роскошными вечерними нарядами.

русский народный костюм Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent
русский народный костюм Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent

У Kenzo была коллекция The Russian Line с цветастыми платками и кокошниками, к русской теме обращался Роберто Кавалли, Джон Гальяно, Dolce&Gabbana и многие другие. И все это именитые европейские дизайнеры, что говорить об отечественных, которые неустанно эксплуатируют образы русских народных костюмов. Значит, они продолжают свою жизнь, которая, вопреки общепринятому мнению, может быть очень стильной.

Читать дальше Удобство