В мире, где каждый день носят джинсы и футболки, трудно себе представить все хитросплетения одежды викторианских женщин. Многие факторы имели значение для модного стиля того времени, в том числе скромность, опрятность и практичность.
В начале викторианской эры вся одежда шилась вручную. По этой причине платья стоили дорого, и только богатые могли позволить себе большой гардероб. Те, кому повезло меньше, носили поношенную одежду из секонд-хэнда, или шили ее сами. После изобретения швейной машины в 1851 году эта отрасль начала меняться. Шить одежду стало не только дешевле, она получила массовое производство, и к концу века готовые платья были доступны широкой публике в магазинах. Однако состоятельные люди продолжали шить одежду на заказ, а высшим пилотажем шопинга была поездка в Париж за творениями знаменитого модельера Шарля Ворта.
Викторианская женщина не просто натягивала платье поверх комбинации и трусиков. Чтобы добиться идеальной модной картины, нужно было надеть на себя много слоев одежды.
Эти этапы немного менялись в течение девятнадцатого века после изобретения кринолина в 1856 году. Форма кринолина менялась, и, наконец, стала более объемной сзади. Корсет тоже претерпевал изменения, но основные предметы нижнего белья оставались неизменными в течение десятилетий.
Первый слой –основа
Чулки были длиной чуть выше колена. Обычно днем носили черные чулки, а белые или цветные – вечером. Они держались с помощью подвязок. К концу столетия подвязки стали прикреплять к корсету . Панталоны из хлопка надевали поверх чулок. Панталоны были сконструированы в виде двух запахивающихся крест-накрест штанин (по одной для каждой ноги), а шаговый шов оставался открытым для гигиенических целей. Сорочка без рукавов, длиной до колена, завершала базовый бельевой слой.
Второй слой – форма и функциональность
Корсет, укрепленный стальной проволокой или китовым усом, надевался на талию женщины, и поддерживал ее бюст. Он застегивался спереди, но с помощью длинных шнурков на спине можно было регулировать степень затяжки корсета. Женщины затягивали их как можно туже, чтобы получить тонкую талию, иногда на десять сантиметров тоньше естественной. К концу столетия корсеты имели встроенные «улучшители бюста», и заканчивались намного ниже талии, чтобы придать форму бедрам. Кринолин представлял собой широкую нижнюю юбку на тонких стальных обручах, которая поддерживала верхнюю юбку. Кринолин складывался, чтобы в нем было можно сидеть, а также для удобства хранения, но придавал юбке идеальную форму колокола. Это простое приспособление заменило пять или шесть нижних юбок, которые женщинам приходилось раньше надевать, чтобы достичь того же эффекта, а его диаметр доходил до 180 сантиметров.
Третий слой – практичность
Поверх корсета надевали лиф. Он защищал кожу женщины от платья, а ее дорогостоящий наряд – от пота и жира. Кринолин покрывала простая нижняя юбка, защищая верхнюю юбку от стальных обручей, и помогая одежде гладко лежать на кринолине. На эту нижнюю юбку надевалась более затейливая, вышитая нижняя юбка, коротая была видна, когда подол верхней юбки приподнимался.
Четвертый слой – платье
Наконец, пришло время надевать платье. Приличная женщина в течение дня носила платье с высоким воротом и длинными рукавами. К ужину вырез платья становился более глубоким, а на балы надевали платья с одним открытым плечом, где вместо рукава была бретель, а вырез платья открывал достаточно много. В целях экономии юбки и лифы зачастую можно было менять, и женщина могла создать новый образ, не покупая новое платье.
Пятый слой – аксессуары
Викторианская женщина никогда не выходила из дома без перчаток и шляпки . С годами фасоны менялись, но и шляпка, и перчатки всегда присутствовали в гардеробе. Полусапожки на толстой подошве завершали наряд для прогулки, а для балов были предназначены туфельки из козьей кожи на тонкой подошве. Часто такие туфельки изнашивались к концу бала, так как подошва была очень тонка. Выходя из дома, женщина накидывала на себя шаль или плащ, и несла зонтик, защищавший ее кожу от солнца. Образ завершал ридикюль, или маленькая сумочка. В ней женщина носила духи, носовой платок или веер.
Поскольку платья были такими дорогими, женщины делали все возможное, чтобы защитить их. Декоративные нижние рукава высотой чуть выше локтя носили под рукавами платья, чтобы защитить их края. Лифы нарядных платьев, под которые нельзя было надеть сорочку, снизу подшивались тканью, чтобы защитить ткань от пота и пятен. На подол прогулочного платья нашивались оборки. Сзади они были длиннее подола, и собирали уличную грязь, а заменить их было намного проще, чем менять всю дорогую юбку.
За платьями тщательно ухаживали, и благодаря этому многие платья викторианской эпохи до сих пор сохранились, и их можно найти в музеях и антикварных магазинах, а также в частных коллекциях.