Этапы развития речи
Речь относится к таким элементам развития человека, которые нельзя пускать на самотек – сам научится, человек – существо биологическое и социальное, так вот, овладение речью возможно только при условии, если кто-то научил. И эти «кто-то» - именно вы, мама и папа.
Весьма условно разобьем процесс обучения речи на несколько этапов:
Самый ранний – от рождения до 6 месяцев. Ребенок развивается физически, быстрыми темпами идет развитие мозга. Слух играет ведущую роль в овладении речью: малыш слышит человеческий голос, вслушивается в окружающий мир, научается пользоваться звуками и словом для общения со взрослыми. Сосредоточение на звуках речи появляется с самого рождения. Первые два месяца малыш замирает, глядя в глаза говорящему человеку. Создаётся впечатление, что он готов слушать часами. Даже первая улыбка крохи возникает именно на звук человеческого голоса! Услышав речь, малыш прислушивается, старается найти глазами источник звука. На третьем-пятом месяце жизни ребёнок после непродолжительного сосредоточения на говорящем взрослом начинает активно вокализировать сам, восторженно распевает и гукает.
Следующий этап от 6 до 12 месяцев
Период лепета. К шестому месяцу малыш внимательно следит за губами мамы и сам пытается издавать звуки, лепетать и гукать. Но ребенок не всегда слышит взрослого. Если он сосредоточен на игрушке, то, вряд ли концентрируется на речи. В этом возрасте полезно развивать умение слушать, как одну из важнейших предпосылок для речевого развития. Для этого нужно правильно организовать процесс слушания. Итак, подготовьте музыкальную сказку, чтобы в ней были и песенка, и устная речь. Фрагмент для прослушивания не должен быть длиннее 5-10 минут. Важно, чтобы малыш много раз прослушал именно один и тот же фрагмент. Не стоит опасаться, что ему надоест многократное повторение. С каждым разом он будет все больше и больше радоваться знакомым звукам. Потом длину фрагмента можно постепенно увеличивать. Повторяйте активное слушание в одно и то же время. Важно, чтобы ребенка больше ничего не отвлекало.
Взрослый будет провожатым в увлекательный мир звуков. Не настаивайте, если первые прослушивания ребенок никак не будет реагировать, пусть занимается своими привычными делами – ползает, играет. Постепенно, он будет поворачивать голову на звук. Вовлекайте его в прослушивание, повторяя музыкальные фрагменты или песню, как бы приглашая к совместной деятельности. Наберитесь терпения и через пару месяцев он будет узнавать мелодию и звуки, повторять их. Не стесняйтесь мяукать, кукарекать, квакать вместе с ним. Эти банальные звуки не только позволяют развиваться активному слушанию, эмоциональному общению взрослого и малыша, но и развивают речь. И тогда к концу первого года в словарном портфеле будет уже около десятка простых слов (мама, папа, кака, дай…) и звукоподражаний (жжж – машина приехала, ааа – куклу качаем, ууу – самолетик летает, ав-ав – собака и так далее). Причем словарный запас делится на пассивный – слова, которые малыш понимает (дай ручку, возьми чашку, пойдем гулять, нужно идти домой) и активный – слова, которые малыш может сказать. Ведите дневник: записывайте эти маленькие победы, отмечайте «прирост» звукоподражаний и слов.
Набираем обороты. Развитие речи 12-18 месяцев
Если вы возьмете за правило хотя бы раз в неделю делать отметки в дневнике о словах и звуках ребенка, то сами обратите внимание на темпы развития речи.
Общая тенденция: ребенок сначала пытается подражать речи – так появляются слова-звукоподражатели, а потом усваивает правильную норму слова.
Сначала: «бух» в значении «упасть», потом может быть «пал» как часть слова «упал».
Самое банальное, но полезное правило – всё называть и называть сразу правильно. Не поддавайтесь искушению говорить «на детском языке», вместо «ням-ням кашу», говорите: «будем кушать кашу». На прогулке, дома показывайте и называйте все окружающие предметы: «это дом большой, а это дом маленький, это грузовик проехал, солнышко из-за тучки вышло, пойдем играть в песочницу, берем лопатку…». Несложные фразы существительное+прилагательное, существительное+глагол, но постоянно повторяемые, ребенку проще запомнить.
Вчера сказали новое слово, повторите сегодня и завтра, постепенно вводите новые и новые слова и понятия. Например, слово «мячик». Добейтесь того, что ребенок зафиксировал это понятие. Далее расширяйте его знание о предмете: мячик круглый (для сравнения кубик квадратный – отличие по форме), далее мячик прыгает, скачет, мячик можно кидать друг другу (отличительные свойства предмета). Потом мячик красный – мячик желтый (отличия по цвету), потом мячик большой – мячик маленький (отличия по размеру). Каждый раз демонстрируйте свойства. Лучше всего облечь обучение в игру. Вообще, ребенок лучше запоминает слова, если они подкреплены действием: мячик кидаем, книгу листаем, цветочек нюхаем.
Помните: речь отражает развитие мозга.
Следующий этап: 1,5 -3 года
Все тенденции предыдущего этапа активно расширяем в этом.
1,5 года – это просто ключевой пункт, чтобы подвести некоторые итоги. По опыту заметим, что количество освоенных слов у разных детей может варьироваться от 20 до 100.
Большее значение имеют темпы прироста слов и качество говорения. Родителей должна настораживать слишком долгая задержка ребенка на так называемых «контурных» словах. Ребенок, пытаясь повторить слово, воспроизводит абрис слова, некий звуковой эскиз: «титИтики» (кирпИчики). Основа этого механизма в звукоподражании слоговой природе слова. Если слова фиксируются именно в этой форме и не переходят к традиционной, это повод обратиться к логопеду. Еще один повод обращения к специалистам - устойчиво неправильное называние слов, например, мазелин вместо вазелин. В единичных случаях – это не страшно, постепенно ребенок «уловит» разницу звуков. Ребенок не различает буквы и употребляет одни вместо других. В процессе овладения речью дети испытывают сложности в произнесении некоторых звуков. Труднее всего даются плавные р и л, свистящие с и з и шипящие ж и ш, а также сочетания согласных. Ошибки в звукопроизнесении связаны с неумением владеть своим голосовым аппаратом, а также с недостаточно точным восприятием речи, несовершенством анализа звуков языка. Если все эти трудности «зафиксируются», то на следующем этапе развития после 3-4 лет их можно будет преодолеть уже вместе с логопедом .
Учеными установлено, что неотъемлемой частью развития речи является мелкая моторика. Современные мамы стараются покупать новомодные развивающие игрушки . Традиционно: мозаика, лепка, всевозможные пирамидки, застегивания пуговиц и шнуровки. Если у вас нет возможности купить готовые игры, не расстраивайтесь. Самый лучший центр развития детской моторики – это ваша кухня!
В этом возрасте ребенок не сидит на месте, ему всё интересно: что мама прячет в шкафчиках, что в этой коробочке, так любопытно стащить со стола эту штучку и поковыряться в этой баночке…
Наберитесь терпения и разрешите рисовать по муке, пересыпать рис из кастрюльки в кружку, переливать из одной емкости в другую, откручивать и закручивать крышечки. Наградой за этот беспорядок на кухне будет развитие вашего малыша.
В любом случае, если после всех ваших усилий, ребенок в 2 года не заговорил на уровне активного словаря в 100-300 слов, это повод сходить на консультацию к детскому психологу. А если к 3 годам он не начнет общаться со сверстниками минимальными фразами – на уровне «дай мне лопатку» - «будем строить дом», что позволяет детям взаимодействовать – нужно бить тревогу, искать причины и пути выхода из ситуации.
Инна Синожатская